(от лат pluralis — множественный) — один из принципов обществ, устройства, согласно к-рому обществ.-политическая жизнь должна включать множество различ. взаимозависимых и вместе с тем автономных социальных и политических групп, партий, организаций, установки, идеи и программы к-рых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. П. с.-п. неразрывно связан с культурным плюрализмом, он утверждает право каждого человека придерживаться любых взглядов и проповедовать их, уважение к инакомыслию, принципы дискуссий и компромисса в политическом процессе. Традиции П. с.-п. восходят к античности, но широкое распространение и систематическое обоснование он получил в период становления бурж. обществ, системы. П. с.-п. в зап. социол. мысли противопоставляется этатизму, монополизации политической власти, идеологическому абсолютизму, к-рые явл. определяющими чертами тоталитаризма. Согласно доктрине П. с.-п., индивид и группа первичны по отношению к политическим структурам, к госву. Эта система в той или иной мере тяготеет к децентрализации, к плюрализации центров власти, к-рая в идеале должна быть распределена между обществ, группами. Никакая отдельная организация не может и не должна представлять все об-во и навязывать ему свою волю. Обществ, интересы формируются на основе баланса частных интересов. Согласно принципам П. с.-п., никто не может обладать монополией на окончательную, высшую истину, на единственный рецепт достижения всеобщего благосостояния и счастья.
Свободная борьба идей и интересов считается естеств. состоянием здорового социального организма. Всякое нарушение этого принципа содержит опасность тирании, ведет к стагнации и неэффективности. Эти идеи неоднозначно трактуются в плюралистических доктринах. Так, в совр. неолиберализме произошла существенная инверсия традиционных либеральных приоритетов в отношениях индивида, с одной стороны, об-ва и гос-ва — с другой. Сохраняя общую плюралистическую ориентацию, нынешние неолиберальные концепции стали гораздо более этатистскими. Они выдвигают идею, согласно к-рой «естеств.» социально-экономическое развитие должно в опред. мере регулироваться и корректироваться посредством гос. вмешательства ради индивида и защиты его прав. Существуют и др. подходы и трактовки П. с.-п. Несмотря на многозначность и недостаточную определенность, ограниченность мн. совр. форм П. с.-п., этот принцип содержит нек-рые сформировавшиеся на протяжении мн. веков общечеловеческие, гуманистические моменты. С. А. Эфиров