Плюрализм
состояние общества, при котором расовые и этнические меньшинства различаются, но обладают социальном паритетом.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Плюрализм
(социально-психологический аспект) (от лат. pluralis – множественность). Проявление в деятельности и общении; широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ПЛЮРАЛИЗМ
(от лат. plurális - множественный) - проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. П. основан на принципе множественности, опосредованности социальной среды и реализуется посредством равноправного взаимодействия множества социальных субъектов.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ПЛЮРАЛИЗМ
от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей, к-рые не сводятся к единому началу. 2. Проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. 3. Принцип, утверждающий наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных соц. и полит, групп, партий и организаций; предполагает право каждого человека придерживаться любых взглядов, т. е. инакомыслия.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
плюрализм
1) принцип, исходящий из естественности проявления различных идей, ценностных ориентаций, а также утверждающий равные права функционирования множества социальных и политических групп; 2) легитимация многообразия в социальной жизни и науке; 3) по З. Бауману – естественное многообразие культуры, идеологий, форм жизни, языковых игр в постмодернистском обществе при отсутствии доминирования какой-либо культурной формы. Соответственно, возникает принципиально новая проблема их коммуникации. - Литература: Bauman, Z. The Art of Life. Cambridge: Polity Press, 2008; Bauman, Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1993.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ПЛЮРАЛИЗМ
pluralism) - ситуация в государственной или социальной организации, при которой власть делится (или призвана делиться) между множеством групп и организаций. Первоначально термин использовался в связи с оппозицией концепции унитарного государства Гегеля. В социалистической концепции плюрализма в качестве идеального считалось рассеивание экономической и политической власти между профессиональными группами. Однако наиболее важное его употребление заключается в том, что современные западные либеральные демократии являются плюра-листскими государствами, в которых множество групп и/или элит либо делят власть, либо ведут за нее непрерывную конкурентную борьбу (см. также Плюралистский элитизм). Ср. Плюралистское общество.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Плюрализм
в политике) (pluralism), ситуация, при крой власть рассредоточена по всему спектру об-ва и ни одна полит, группировка не в состоянии контролировать все решения. В плюралистском гос-ве принятие решений поделено между многочисл. независимыми группами, напр., мин., гос. служащими (гражданская служба), группами давления и местными чиновниками. Подобно представителям элитизма, утверждающим, что власть сконцентрирована в руках элиты, сторонники П. признают, что даже в условиях демократии решения принимаются небольшим меньшинством, но считают, что ни одна группа не должна доминировать во всех решениях. Они также полагают, что люди должны иметь возможность участвовать в принятии решений, хотя зачастую они предпочитают этого не делать. Концептуально П. зародился в США, где принцип разделения властей, встроенный в Конституцию, явился намеренной и в осн. успешной попыткой создать полит. П.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Плюрализм
(от лат. pluralis – множественный). Плюралізм. Pluralism. 1. Согласно Г. Лейбницу и И. Гербарту – отсутствие в мире единого начала и соответствующая неправомерность монизма (т. е. точки зрения, отстаивающей единое, либо материальное – материализм, либо духовное – идеализм и теология (религия), начало). 2. Правомерность существования различных мировоззренческих и политических точек зрения. Следует различать правомерность морального или юридического права на существование определенной точки зрения и гносеологическую ее характеристику с точки зрения истинности или ложности. Обычно же, говоря о правомерности, смешивают одно с другим. 3. Форма власти, основанная на общественном признании принципа ее разделения между многими группами и организациями. Такое разделение власти – признак гражданского общества, признающего права различных этнических, расовых и других субкультурных групп. Что касается либеральной политической культуры, то в ней принцип либерализма сводится лишь к признанию права конкурентной борьбы за власть, которая не только не всегда обеспечивает право на принципиальную возможность смены общественного строя, но и исключает возможность демонтажа капитализма. См. также Политическая культура либерализма.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
Плюрализм
Концепция власти в обществе, по которой власть представляется распределенной между различными социальными группами и индивидами. Хотя плюрализм существует в нескольких вариантах его трактовки, все эти варианты объединяет отрицание идеи о какой бы то ни было концентрации власти в руках единой элиты. Сторонники концепции плюрализма утверждают, что действия ответственных за принятие решений субъектов находятся под влиянием многочисленных и разнообразных групп давления, которые, зачастую преследуя взаимоисключающие интересы, одновременно пытаются оказать давление на политические силы с тем, чтобы склонить их к принятию нужных политических решений. В такой ситуации государство выступает в роли третейского судьи и действует в интересах каждого члена общества, а не какой-либо конкретной привилегированной его части или группы. Плюрализм критикуется по следующим направлениям: • предлагаемое им определение власти слишком узко и сводится только к власти политической; • всем группам давления, как правило, приписывается одинаковая степень влиятельности, тогда как на самом деле одни из них, очевидно, более могущественны, чем другие; • плюрализм не учитывает способности мощных групп изначально предотвращать вынесение на политическую арену спорных вопросов [12]. Именно плюрализм дает возможность многочисленным средствам массовой коммуникации представлять свое видение событий. Но плюрализм, как и толерантность, не может быть безграничным. Он регулируется моралью и правом.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Плюрализм
от лат. pluralis – множественный) в общественно-политической жизни – черта ее организации, характеризующаяся наличием различных идеологических течений, борьбы мнений, а также нескольких партий и др. общественно-политических организаций разной направленности; необходимая составляющая демократического социального государства. Наличие П. – существенный признак, отличающий его от тоталитарного государства. В нашей стране П. стал утверждаться лишь со времени т.н. перестройки и в ходе проведения либеральных реформ, когда развернулись дискуссии по различным общественно-политическим вопросам с широким спектром мнений их участников, возникли различающиеся по своим целям и идейно-политической направленности общественные организации, движения, объединения, независимые от правящей партии, а затем и многочисленные политические образования.
Плюралистическая демократия нередко присутствует в государстве, которое проводит социальную политику, но не в такой степени, чтобы квалифицироваться как социальное. (Именно такой была ситуация до второй половины ХХ в. в ряде демократических государств с общественно-политическим плюрализмом, но ставших социальными много позже.) В то же время подчас тоталитарное государство, не допускающее никакого плюрализма, но проявляющее патерналистскую заботу о своих гражданах, может с определенными оговорками считаться социальным (см.: Основные модели социального государства). Однако государство с плюралистической демократией, формирующееся как социальное, достигает гораздо более высоких результатов, чем любое патерналистски ориентированное тоталитарное государство. Объясняется это тем, что при наличии плюралистической демократии граждане имеют возможность заявлять о своих социальных потребностях и требовать от государства их удовлетворения путем проведения сильной социальной политики (см.)
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
ПЛЮРАЛИЗМ
лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Г. Лейбница - Х. Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме и прагматизме, согласно которым каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п.
Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. В современной социальной философии данный тематизм осмысливается в контексте движения социального времени, переводящего П. в пространство интерпретаций терминов прагматизма, а также транслируется в контекст социального пространства, в границах которого П. предполагает сосуществование принципиально разнокачественных сущностей.
Л.С. Дудинский
Источник: Социология: энциклопедия
ПЛЮРАЛИЗМ
PLURALISM) (1) Политическая философия, разработанная британскими либералами и социалистами в начале ХХ в. Приверженцы плюрализма заявляли о желательности распределения суверенной власти среди широкого круга организаций гражданского общества (религиозных, экономических, профессиональных, образовательных и культурных) и фрагментации правительства на децентрализованные единицы. Цель в данном случае заключалась в том, чтобы над обществом не господствовали ни государство, ни какой-либо отдельный класс. С этой точки зрения, капитализм, на первый взгляд следовавший принципам невмешательства (фр. laissez-faire) и поддерживавший индивидуалистические ценности, на практике позволял классу меньшинства контролировать наем, регулировать рынки и, таким образом, осуществлять принуждение в отношении большинства. Централизованный государственный аппарат, характерный для континентальной Европы того времени, также рассматривался как угроза по отношению к индивиду. Сторонники плюрализма считали небольшие, тесно сплоченные группы естественной формой объединения и лучшей защитой прав индивида. Согласно плюралистической политической философии, государство должно быть значительно ограничено в своих действиях и выступать абсолютно нейтральным посредником между конфликтующими сторонами. Социалистическим вариантом плюрализма является гильдейский социализм (см.: Гильдия). (2) В современной социологии понятие плюрализма разрабатывалось американскими социологами политики в 1960-е гг. «Плюралистическими» в этом смысле называют социальные организации, будь то общества или меньшие по размерам общности (collectivities), такие, как фирмы, в которых власть распределена среди различных групп и институтов. В рамках традиционного анализа организаций в сфере бизнеса считается, что власть в них распределена между трудом, менеджментом и капиталом (а иногда также и клиентами), при этом ни одна сторона не господствует над другой, вследствие чего они способны самостоятельно, без принуждения принимать решения о сотрудничестве друг с другом. Такого рода анализ сталкивается с возражением, согласно которому капитал и менеджмент обладают гораздо большей властью, нежели труд, и, таким образом, принуждают наемных работников к сотрудничеству. В данном политическом контексте считалось, что плюрализм укрепляет демократию, поскольку власть распределяется среди конкурирующих групп, ни одна из которых не является настолько могущественной, чтобы господствовать над другими. Вследствие этого, каждая группа способна отстаивать свои собственные интересы. Оживленную полемику вызывал также вопрос о том, подходит ли категория «плюрализм» для точного описания политической системы, поскольку за казалось бы плюралистическим осуществлением власти в условиях демократии может скрываться господство определенных групп или интересов. Таким образом, плюрализм может выступать также как идеология, используемая для провозглашения в качестве плюралистической какой-либо политической системы или другой императивно координируемой социальной организации тогда, когда в действительности они таковыми не являются. (3) Эти два подхода были объединены П.Хирстом (Hirst, 1989), который утверждает, что ассоционализм может совмещаться с межгрупповой конкуренцией, образуя ассоциативную демократию. Последняя была бы надлежащей формой политической организации для социалистического общества. См. также: Давления группа; Индустриальный конфликт; Конфликта теория; Социалистические общества. Лит.: Drum (1978)
Источник: Социологический словарь