ПОДРОСТКИ, см. Несовершеннолетние.
ПОДРОСТКИ
ПОДРОСТКИ
возрастная категория населения от 14 до 18 лет.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ПОДРОСТКИ
дети от 11–12 до 15–16 лет, переживающие переход от детства к взрослости. Подростковый возраст рассматривается в психологии и педагогике как переломный период становления личности. Критичность обусловлена возникновением новых биологических и социальных явлений в развитии П. В этом возрасте у П. происходят морфологические и физиологические перестройки организма, идет процесс полового созревания. Такие перестройки могут сопровождаться временными нарушениями в деятельности систем организма, особенно нервной системы. Могут наблюдаться повышенная раздражительность, возбудимость, вспыльчивость или, наоборот, безразличие, заторможенность, замкнутость.
Анатомо-физиологические изменения в организме П. происходят одновременно с изменением социальной идентичности детей этого возраста — они начинают видеть свою взрослость и выстраивать соответствующее поведение, зачастую не обладая должным уровнем знаний и навыков, характерных для “взрослого мира”.
Переориентация П. на взрослый образ жизни связана с проявлениями различных видов детского и семейного неблагополучия, требующих особого внимания в сфере профессиональной социальной работы: безнадзорность, детско-родительские конфликты, агрессивность в подростковой среде, конфликтность в отношениях девочек и мальчиков.
В современном российском обществе остро стоит проблема социализации П., обусловленная активными изменениями в социально-экономической сфере, приведшими к обновлению системы ценностей, модернизации институтов социализации, изменениям в образе жизни. С начала 90-х гг. ХХ в. активно проявляются противоречия в системе взаимодействия взрослых и П., усиливаются асоциальные проявления в подростковой среде (безнадзорность, ранняя алкоголизация, наркомания, правонарушения).
Потребности П. часто не совпадают с их возможностями; в подростковый период формируются способы межличностного общения — конструктивные и деструктивные. Многие дети этого возраста оказываются в трудной жизненной ситуации, характеризующейся кризисом отношений с родителями, сверстниками, приводящей к поведению, не соответствующему нормам общества. Большинство отечественных исследователей проблем подросткового возраста в качестве основы формирования личности в этот период рассматривают целенаправленное включение подростков в общественно признаваемую и одобряемую деятельность, обеспечение их систематического участия в ней.
Особенности П. требуют внимательного отношения специалистов социальной сферы к проявлению их самооценки, самосознания, переживаний, стремления к самостоятельности; учета свойственных им специфических социально-психологических качеств: конфликтности, агрессивности, тревожности, неуверенности в себе. О.И. Волжина
Лит.: Аксюта М., Сандлер Т. Почему одни подростки трудные, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения. М.: Изд-во “В круге”, 2014; Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Б.Д. Эльконина. М.: Педагогика, 1984; Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков. 2-е изд. М.: Феникс, 2016; Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 2-е изд. М.: МПСИ, 2008.
Анатомо-физиологические изменения в организме П. происходят одновременно с изменением социальной идентичности детей этого возраста — они начинают видеть свою взрослость и выстраивать соответствующее поведение, зачастую не обладая должным уровнем знаний и навыков, характерных для “взрослого мира”.
Переориентация П. на взрослый образ жизни связана с проявлениями различных видов детского и семейного неблагополучия, требующих особого внимания в сфере профессиональной социальной работы: безнадзорность, детско-родительские конфликты, агрессивность в подростковой среде, конфликтность в отношениях девочек и мальчиков.
В современном российском обществе остро стоит проблема социализации П., обусловленная активными изменениями в социально-экономической сфере, приведшими к обновлению системы ценностей, модернизации институтов социализации, изменениям в образе жизни. С начала 90-х гг. ХХ в. активно проявляются противоречия в системе взаимодействия взрослых и П., усиливаются асоциальные проявления в подростковой среде (безнадзорность, ранняя алкоголизация, наркомания, правонарушения).
Потребности П. часто не совпадают с их возможностями; в подростковый период формируются способы межличностного общения — конструктивные и деструктивные. Многие дети этого возраста оказываются в трудной жизненной ситуации, характеризующейся кризисом отношений с родителями, сверстниками, приводящей к поведению, не соответствующему нормам общества. Большинство отечественных исследователей проблем подросткового возраста в качестве основы формирования личности в этот период рассматривают целенаправленное включение подростков в общественно признаваемую и одобряемую деятельность, обеспечение их систематического участия в ней.
Особенности П. требуют внимательного отношения специалистов социальной сферы к проявлению их самооценки, самосознания, переживаний, стремления к самостоятельности; учета свойственных им специфических социально-психологических качеств: конфликтности, агрессивности, тревожности, неуверенности в себе. О.И. Волжина
Лит.: Аксюта М., Сандлер Т. Почему одни подростки трудные, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения. М.: Изд-во “В круге”, 2014; Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Б.Д. Эльконина. М.: Педагогика, 1984; Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков. 2-е изд. М.: Феникс, 2016; Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 2-е изд. М.: МПСИ, 2008.