ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКА

Найдено 1 определение
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКА
на автомобильном транспорте учет наличия и использования парка ведется на основе «Табеля учета автопарка», где по каждому автомобилю за каждые сутки отмечается, находился автомобиль на линии или простаивал с указанием причины. Учет ведется по типам автомобилей: грузовые, легковые, автобусы, специального назначения. Для характеристики использования парка автомобилей определяется коэффициент выпуска автомобилей на линию; для его расчета используются итоговые данные табеля по всему парку за отчетный период. Коэффициент выпуска автомобилей на линию (a ) представляет собой удельный вес автомобиле-дней работы (åАДЭ) в общем итоге автомобиле-дней пребывания на предприятии (åАДИ), т. е.
img width="172" height="37" src="/upload/content/1582184185_28.files/image328.jpg"
Исчисленный т.о. коэффициент выпуска не учитывает режима работы автотранспортного пр-тия. При прочих равных условиях он будет значительно ниже у пр-тий, работающих на прерывной неделе, по сравнению с пр-тиями, работающими непрерывную неделю. Поэтому наряду с этим показателем исчисляется коэффициент выпуска автомобилей на линию в рабочие дни:
img width="315" height="68" src="/upload/content/1582184185_28.files/image329.jpg"
пребывания автомобилей на пр-тии в рабочие дни отчетного периода. На внутреннем водном и морском транспорте учет наличия и использования парка ведется аналогично. Для определения наличия судов за отчетный период учитывается количество судо-суток по каждому судну, из которых выделяется число судо-суток в эксплуатации и число- суток внеэксплуатационных (нахождение в ремонте, на дооборудовании, на санитарных мероприятиях и др.). По всему парку судов эти показатели определяются с учетом грузоподъемности (мощности или пассажировместимости) судов: а) для грузовых и грузопассажирских судов- общее количество тоннаже- суток календарных ( åТСК ), в т.ч. тоннаже- сутки в эксплуатации (åТСЭ); б) для буксирных судов- общее количество сило-суток календарных (åCС К), в т.ч. сило- суток в эксплуатации (åCС Э); в) для пассажирских судов- общее количество пассажиро- место- суток календарных ( åПМСК), в т.ч. пассажиро- место- суток в эксплуатации (åПМСЭ). Имеющиеся отчетные данные используются для определения коэффициентов использования парка транспортных средств по каждому виду флота. Коэффициент использования парка (КП)- удельный вес продолжительности нахождения судов в эксплуатации в общей календарной продолжительности: для грузовых и грузопассажирских судов-
img width="180" height="34" src="/upload/content/1582184185_28.files/image330.jpg"
; для буксиров-
img width="162" height="34" src="/upload/content/1582184185_28.files/image331.jpg"
; для пассажирских судов-
img width="218" height="37" src="/upload/content/1582184185_28.files/image332.jpg"
. На ж.-д. транспорте характеризуется использование парка локомотивов. При учете наличия локомотивного парка различают списочный (инвентарный) парк, наличный парк и парк, находящийся' в распоряжении дороги, подразделяемый на эксплуатируемый и неэксплуатируемый. Локомотивы, находящиеся в распоряжении дороги обеспечивают ее перевозочную работу; за правильное и рациональное использование этих локомотивов руководство дорога несет ответственность. К эксплуатируемому парку относятся локомотивы, занятые на всех видах работ - на поездной работе, на маневровой работе, а также при совершении экипировочных операций (набор топлива, смазки, воды и т. п.) и прохождении регулярных технических осмотров в пределах установленных норм простоя, в ожидании работы как в основном и оборотном депо, так и на станционных путях. К неэксплуатируемому парку относятся локомотивы, находящиеся в резерве, ремонте и его ожидании, модернизации, ожидающие исключения из инвентарного парка по техническому состоянию, снятые с эксплуатации в связи с неравномерностью движения.
Первичным документом учета наличия и распределения локомотивного парка является настольный журнал дежурного по депо. Журнал состоит из двух частей. В первой части учитываются эксплуатируемый и неэксплуатируемый парки, находящиеся в распоряжении депо. По каждому локомотиву фиксируется время постановки в эксплуатируемый парк, время исключения, число часов простоя в неэксплуатируемом парке с указанием причины. Т.к. каждый локомотив в течение суток может находиться в разном состоянии, учет ведется в локомотиво- часах. Заполнение этой части журнала производится на основе маршрутов машинистов, книги контрольного поста и других оперативных документов, фиксирующих переход локомотива эксплу- атируемого парка в неэксплуатируемый. На основе журнала получают итоги за сутки, а затем за периоды больше суток (декада, мес., кв., год) по каждому локомотиву и всему парку локомотивов в распоряжении дороги с распределением по видам работ и нерабочего состояния. За отчетный период исчисляется среднесуточная численность парка, находящеюся в распоряжении дороги, парка, находящеюся в эксплуатации, и неэксплуатируемого парка (с точностью до 0,01 локомотива). Среднесуточная величина парка локомотивов за отчетный преиод определяется по формуле:
img width="185" height="63" src="/upload/content/1582184185_28.files/image333.jpg"
гдеåЛЧ - общее количество локомотиво- часов в данной учетной категории за отчетный период; 24- число часов в сутки; К Д - число календарных суток в отчетный период; åЛС - общее количество локомотиво- суток в данной отчетной категории за отчетный период
img width="219" height="43" src="/upload/content/1582184185_28.files/image334.jpg"
Данные о среднесуточной численности локомотивов необходимы для характеристики использования парка локомотивов. Коэффициент использования парка локомотивов (КП), находящего в распоряжении дороги, представляет собой удельный вес среднесуточной численности эксплуатационного парка ( ЛЭ ) в общей среднесуточной численности парка локомотивов в распоряжении дороги ( Л p-q ):
img width="163" height="48" src="/upload/content/1582184185_28.files/image335.jpg"
Для электротранспорта гор. на основе отчетных данных «Табеля учета парка» для парка трамваев, троллейбусов, вагонов метрополитена исчисляется коэффициент использования парка. Коэффициент использования парка (КП) исчисляется как отношение количества вагоно(машино)- дней работы (åВДЭ) и вагоно(машино)- дней пребывания в пр-тии (åВДИ):
img width="191" height="60" src="/upload/content/1582184185_28.files/image336.jpg"

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика