экстенсивные показатели использования. Один из П.и.в.п.с. для автомобильного транспорта- среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде. Показатель относится к числу универсальных, так как характеризует использование автомобилей на всех видах перевозок- грузовых, автобусных, таксомоторных. Среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде
img width="48" height="26" src="/upload/content/1582184185_28.files/image295.jpg"
отражает степень использования времени в течение дня и определяется путем деления общего количества автомобиле-часов пребывания в наряде
img width="85" height="34" src="/upload/content/1582184185_28.files/image296.jpg"
на число автомобиле-дней работы
img width="215" height="80" src="/upload/content/1582184185_28.files/image297.jpg"
Внутренний водный и морской транспорт. К показателям использования судов по времени относятся: средняя продолжительность нахождения судна в эксплуатации, средняя продолжительность оборота грузового судна и коэффициент ходового времени с грузом. Средняя продолжительность нахождения судна в эксплуатации ( ТЭ) показывает, сколько времени в среднем в течение отчетного периода (обычно года) единица флота находится в эксплуатации, и определяется отношением тоннаже-суток (сило-суток) в эксплуатации к общей грузоподъемности (мощности) судов: для грузовых и грузопассажирских судов-
img width="323" height="423" src="/upload/content/1582184185_28.files/image298.jpg"
Средняя продолжительность оборота грузового судна ( ТО ) характеризует среднюю длительность законченного цикла перемещения груза (цикл — время, затраченное на все операции между двумя последовательными подачами судна под погрузку): для грузовых и грузопассажирских судов-
img width="314" height="195" src="/upload/content/1582184185_28.files/image299.jpg"
Следовательно, сокращение средней продолжительности оборота судна означает сокращение сроков доставки грузов, так как средний оборот включает время, затрачиваемое на выполнение всех операций транспортного процесса (ход с грузом, порожним, маневры, погрузка, выгрузка, ожидание грузовых работ) Коэффициент ходового времени (K X) характеризует степень производительного использования эксплуатационного времени; он представляет собой отношение ходового времени судна в груженом состоянии ко всему эксплуатационному времени: для грузовых и грузопассажирских судов-
img width="318" height="191" src="/upload/content/1582184185_28.files/image300.jpg"
Воздушный транспорт. К показателям использования самолетов (вертолетов) по времени относятся средний налет производственных часов на один списочный самолет и средний налет производственных часов на один исправный самолет. Первый показатель используется для контроля за выполнением планового показателя использования списочного парка, второй - за использованием исправного парка. Средний налет производственных часов на один списочный самолет:
img width="217" height="50" src="/upload/content/1582184185_28.files/image301.jpg"
– общий налет производственных часов за отчетный период; CИ - среднее списочное число самолетов в отчетном периоде. Средний налет производственных часов на один исправный самолет:
img width="242" height="49" src="/upload/content/1582184185_28.files/image302.jpg"
– среднее число технически исправных самолетов в отчетном периоде. На ж.-д. транспорте изучение использования времени ведется для локомотивов и грузовых вагонов. Для анализа использования локомотивов по времени (экстенсивное использование) и выявления имеющихся резервов строят баланс суточного бюджета времени локомотива эксплуатируемого парка, где отражается распределение суточного бюджета времени по элементам. Выделяются следующие элементы времени: движение на участках, простой на промежуточных станциях, на станциях оборота, в т.ч. на станционных путях, простой на станциях приписки, в т.ч. на станционных путях, простой на станциях смены локомотивных бригад. Определение числа часов каждого элемента суточного бюджета времени производится путем деления соответствующих локомотиво-часов по всему парку на все локомотиво-сутки эксплуатируемого парка данного вида. В табл. 1 представлен макет табл. баланса суточного бюджета времени. На основе отчетных данных, представленных в балансе, можно судить о рациональности использования локомотивов.
img width="646" height="309" src="/upload/content/1582184185_28.files/image303.jpg"
Ввиду того, что локомотивный парк состоит из существенно различающихся типов локомотивов, изучение использования времени следует проводить по каждому типу. Источник информации - маршрут машиниста и журнал дежурного по депо. К показателям использования времени грузовых вагонов относятся: среднее время оборота вагона и среднее время нахождения вагона на станции. Среднее время оборота вагона ( ТО ) — время, затрачиваемое в среднем грузовым вагоном на осуществление одного полного производственного цикла работы вагона (от одной погрузки до следующей погрузки). Он определяется путем деления общего количества вагоно-суток (или вагоно-часов) работы
img width="215" height="48" src="/upload/content/1582184185_28.files/image304.jpg"
на размер грузовой работы в вагонах (число циклов работы). Число производственных циклов для дороги (отделения дороги) соответствует числу погруженных вагонов и принятых в груженом состоянии; число производственных циклов по сети дорог соответствует числу погруженных вагонов. Среднее время оборота вагона: для дороги (отделения)
img width="318" height="247" src="/upload/content/1582184185_28.files/image305.jpg"
Оборот вагона охватывает многие стороны эксплуатационной деятельности железных дорог. Его ускорение зависит от рационального направления грузопотоков, сокращения порожнего пробега, времени нахождения вагонов под техническими и грузовыми операциями, скорости движения поездов и др. Среднее время нахождения вагона на станции учитывает полный простой на станции (от прибытия до отправления). Целесообразно так же определять среднее время по каждому виду простоя — простой под грузовыми операциями и простой под техническими операциями Средняя продолжительность нахождения вагона на станции ( tC ) исчисляется различно в зависимости от принятого метода учета продолжительности простоя — номерного или безномерного. При номерном учете средний простой вагона на станции получают путем деления суммы вагоно-часов простоя на станции ( åВЧC ) за отчетный период на число отправленных вагонов (åВO):
img width="136" height="67" src="/upload/content/1582184185_28.files/image306.jpg"
При безномерном учете средний простой вагона на станции определяется делением суммы вагоно-часов простоя на станции ( åВЧC ) за отчетный период на полусумму прибывших с линии вагонов ( åВПР ) и отправленных на линию вагонов
img width="232" height="71" src="/upload/content/1582184185_28.files/image307.jpg"
Трубопроводный транспорт Для каждого трубопровода учитывается число дней работы в году и определяется коэффициент (или процент) использования общей продолжительности года. Электротранспорт городской Показатели использования времени подвижного состава является среднесуточная продолжительность пребывания на линии:
img width="192" height="41" src="/upload/content/1582184185_28.files/image308.jpg"
где åВЧН - общее количество вагоно (машино)-часов пребывания на линии за отчетный период; åВДЭ - общее количество вагоно (машино)-дней эксплуатации за отчетный период.
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика