на воздушном транспорте, кроме общих для всех видов транспорта, рассчитываются следующие показатели работы: коэффициент занятости пассажирских кресел самолета fкпс характеризует использование кресел самолета. Он определяется делением выполненных пассажиро-км å Рl на предельные пассажиро-км (кресло-км) å Рl maxпс:
img width="245" height="35" src="/upload/content/1582184185_28.files/image358.jpg"
; реальная скорость доставки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения ( n ) определяется делением протяженности воздушной линии между данными пунктами L на время, затрачиваемое пассажирами на поездку воздушным транспортом åТ
img width="110" height="45" src="/upload/content/1582184185_28.files/image359.jpg"
Время, затрачиваемое на поездку, складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт tT1; ожидания в аэропорту отправления tо1; полета, включая остановки в промежуточных аэропортах tп; ожидания в аэропорту назначения tо2; транспортировки из аэропорта в населенный пункт tT2:
img width="237" height="46" src="/upload/content/1582184185_28.files/image360.jpg"
Из приведенной формулы видно, что общее время, затрачиваемое на поездку воздушным транспортом, складывается из летного и наземного. Наземное время в среднем составляет около 3-3,5 ч.; налет часов åat на списочный самолет и вертолет- показатель, характеризующий эффективность использования самолетов и вертолетов. Определяется суммированием налета часов самолетами и вертолетами различных типов транспортной авиации; средний налет часов Wч на один самолет списочного парка определяется делением общего налета часов самолетами и вертолетами списочного парка åWч на среднесписочный парк самолетов и вертолетов ån спис:
img width="193" height="42" src="/upload/content/1582184185_28.files/image361.jpg"
коммерческая загрузка самолета (вертолета) qн определяется делением общей работы в приведенных т км åQl пр на число км (налет) Wкм, выполненных самолетами или вертолетами данного типа:
img width="156" height="44" src="/upload/content/1582184185_28.files/image362.jpg"
6. Коэффициент использования коммерческой грузоподъемности самолетов fк- показатель, характеризующий использование их нормативной коммерческой грузоподъемности. Определяется делением приведенных тонно-километров åQl пр на предельный объем приведенных тонно-километров åQl maxпр:
img width="153" height="46" src="/upload/content/1582184185_28.files/image363.jpg"
maxпр, где под предельным объемом приведенных т км понимают сумму предельного пассажирооборота (сумма произведений числа кресел на пройденные расстояния) и предельного грузооборота (возможный предельный грузооборот при полном использовании нормативной коммерческой грузоподъемности самолетов); коммерческая нагрузка Gк состоит из веса перевозимых пассажиров, их багажа, почты и грузов и определяется при помощи следующих расчетов: Gо = Gпус + Gн; Gн = Gк + Gт + Gсл = Gо - Gпус; Gсн = Gпус + Gсл. Обозначив суммарный вес коммерческой нагрузки и топлива через Gкт, получим: Gкт = Gн- Gсл = Gо- Gсн; Gк = Gкт- Gт; Gт = Gкт- Gк, где Gо- максимальный взлетный вес, (кг); Gпус- вес пустого самолета, (кг);Gн- вес полной нагрузки, (кг); Gсл- вес служебной нагрузки, (кг); Gк- вес коммерческой нагрузки, (кг); Gт- вес топлива, (кг); Gсн- вес снаряженного самолета, (кг); среднечасовой расход топлива Qср- расход, выведенный с учетом всех этапов полета от разбега в аэропорту вылета до пробега в аэропорту прилета.
Километровый расход топлива q- расход, приходящийся на один км пути, пролетаемый самолетом относительно земли. Он рассчитывается путем деления израсходованного количества топлива за полет на пройденное расстояние, либо делением среднечасового расхода топлива на среднюю скорость в полете:
img width="205" height="28" src="/upload/content/1582184185_28.files/image364.jpg"
где Gт . рас- расход топлива за полет, кг; L– дальность полета, км; техническая дальность полета Lтех- наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относительно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки: Lтех = Gт / qср; практическая дальность полета Lпракт- расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при остатке предусмотренного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки самолета: Lпракт = (Gт - Gт. нз ) / qср, где Gт- вес заправленного в баки самолета топлива, кг, Gт. нз- вес навигационного запаса топлива, кг; крейсерская скорость n кр- расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета; рейсовая скорость n р- среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль. Исчисляется с учетом затрат летного времени на всех этапах полета от разбега до посадки; коммерческая скорость n ком- расстояние, пройденное в единицу времени от разбега в начальном до посадки в конечном аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах; производительность самолета и вертолета П- объем транспортной продукции, выполненной самолетом (вертолетом) за 1 ч. Определяется делением приведенных т·км åQl пр на налет часов Wч произв. Или как произведение коммерческой загрузки qк на эксплуатационную скорость
img width="319" height="48" src="/upload/content/1582184185_28.files/image365.jpg"
Этот показатель может быть определен для всего парка самолетов и по каждому их типу.
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика