ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Найдено 1 определение
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
осн. показатели грузовых перевозок, которы на ж.-д. транспорте характеризуются рядом показателей: объем перевозок; грузооборот; количество отправок; густота перевозок; средняя дальность перевозок; неравномерность перевозок и другие качественные показатели. Количество перевезенных т. на каждом обособленном подразделении ж.д. рассматривается более подробно с выделением отдельных элементов перевозки, в количестве перевезенных т выделяются отправленные со станций данной дороги, принятые от соседних дорог грузы и др.
Объем перевозок грузов- характеризует продукцию ж.-д. транспорта, т.е. количество т грузов, перевезенных за определенный промежуток времени. Измеряется объем перевозок на момент отправления, поскольку через некоторый промежуток времени отправленные грузы становятся прибывшими, что позволяет с некоторой долей условности считать, что отправление равно перевозке. Общий объем перевозок по сети дорог ( åP ), т, складывается из отправления грузов всеми семнадцатью дорогами, приема грузов с заграничных дорог и с водного транспорта:
img width="296" height="42" src="/upload/content/1582184185_28.files/image366.jpg"
водн. тр.прием. По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов, т, определяют как сумму отправления по всем станциям дороги и приема грузов с соседних дорог и водного транспорта:
img width="257" height="45" src="/upload/content/1582184185_28.files/image367.jpg"
Объем перевозок грузов по отделению дороги определяется так же, как и для дороги. Далее объем перевозок по дорогам и отделениям, т, распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу на другие подразделения или иной вид транспорта:
img width="326" height="88" src="/upload/content/1582184185_28.files/image368.jpg"
Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщений. К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению- перевозки на участках двух и более дорог. В прямом сообщении выделяют: вывоз, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети; ввоз, т.е. прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу; транзит, т.е. перевозка грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети. Т.о., объем перевозок, т, по видам сообщений:
img width="315" height="90" src="/upload/content/1582184185_28.files/image369.jpg"
Прием можно рассматривать как сумму ввоза и транзита, т:
img width="311" height="46" src="/upload/content/1582184185_28.files/image370.jpg"
а сдачу- как сумму вывоза и транзита, т:
img width="292" height="39" src="/upload/content/1582184185_28.files/image371.jpg"
Отправление, в свою очередь, равно сумме вывоза и местного сообщения, т:
img width="268" height="35" src="/upload/content/1582184185_28.files/image372.jpg"
а прибытие- сумме ввоза и местного сообщения, т:
img width="267" height="39" src="/upload/content/1582184185_28.files/image373.jpg"
Из приведенных форму видно, что показатели грузовых перевозок на дороге и отделении дороги образуют единую систему и могут быть взаимопроверены (см. табл. 1).
img width="624" height="508" src="/upload/content/1582184185_28.files/image374.jpg"
Грузооборотом на транспорте называется работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в условно-натуральных единицах- т км. Грузооборот нетто- полезная работа транспорта, учитывающая перемещение лишь только груза, тогда как грузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. Соотношением грузооборота нетто и брутто можно охарактеризовать коэффициент полезного действия (КПД) грузового ж.-д. транспорта. Как КПД любой технической системы, он не превышает единицы:
img width="238" height="38" src="/upload/content/1582184185_28.files/image375.jpg"
Обратное соотношение показывает превышение общей работы транспорта над полезной работой и всегда больше единицы:
img width="208" height="39" src="/upload/content/1582184185_28.files/image376.jpg"
Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным. Тарифный грузооборот рассчитывается по т.н. «тарифным» расстояниям в таких перевозочных документах, как накладная и дорожная ведомость:
img width="327" height="79" src="/upload/content/1582184185_28.files/image377.jpg"
где Pi- количество т i-го вида груза; li- тарифное расстояние перевозки i-го вида груза, км. Эксплуатационный грузооборот определяют по фактическому пробегу груза на основе маршрута машиниста:
img width="323" height="60" src="/upload/content/1582184185_28.files/image378.jpg"
где Гj- густота грузовых перевозок на j-м участке, т; Lj- протяженность j-го участка, км. Как правило, эксплуатационный грузооборот больше тарифного, но бывают и исключения. На объем перевозок и грузооборот влияют: объем произ-ва пром. и с.-х. продукции; размещение производительных сил на терр. страны; степень специализации произ-ва; система организации снабжения и сбыта и др. Связь между объемом произ-ва в экономике страны и показателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимости и коэффициент транспортоемкости продукции. Первый из них- отношение объема перевозок i-го груза к объему его произ-ва в целом:
img width="313" height="102" src="/upload/content/1582184185_28.files/image379.jpg"
Данные коэффициенты рассчитывают как для отдельных родов грузов, так и по самостоятельным видам транспорта. Чем выше значение коэффициентов, тем больший объем перевозок и на более далекое расстояние приходится осуществлять транспорту. Количество отправок- специфический показатель транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю, а может быть и ящик с домашними вещами. В первом случае мы имеем дело с маршрутной отправкой, а во втором- с мелкой. Кроме названных, различают повагонные и контейнерные отправки, определение которых вытекает из названия. Плотность грузовых перевозок- количество т груза, перевезенного через один км транспортной сети за единицу времени, напр., год. Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений ж.д., поэтому часто называется грузонапряженностью. На ж.-д. участке густота грузовых перевозок определяется как сумма перевозок по направлениям «туда» и «обратно», т км/км: ГАБ = Габ + Гба. Среднюю густоту перевозок по направлению, дороге или сети ж.д. в целом определяют как частное от деления грузооборота ( åP lн) на соответствующую эксплуатационную длину (Lэ), т км/км:
img width="136" height="45" src="/upload/content/1582184185_28.files/image380.jpg"
Средняя дальность перевозки- расстояние, на которое перевозится каждая т груза в среднем, т.е. среднее расстояние от станции отправления до станции назначения груза. Средняя дальность перевозки определяется как отношение грузооборота нетто ( åP lн) к объему перевозок ( åP ), км:
img width="133" height="38" src="/upload/content/1582184185_28.files/image381.jpg"
По сети ж.д. в целом средняя дальность, км,
img width="201" height="45" src="/upload/content/1582184185_28.files/image382.jpg"
Средняя дальность перевозки, км, для отдельной ж.д. отражает перемещение груза в ее пределах и определяется несколько по-иному:
img width="307" height="64" src="/upload/content/1582184185_28.files/image383.jpg"
От средней дальности перевозок во многом зависит грузооборот, поскольку при прочих равных условиях эти перевозки находятся в прямо пропорциональной зависимости. Различают неравномерность грузовых перевозок во времени и по направлению. Неравномерность перевозок во времени характеризуется коэффициентом неравномерности. Он может рассчитываться как отношение: макс. месячного объема перевозок к среднемесячному за год:
img width="324" height="248" src="/upload/content/1582184185_28.files/image384.jpg"
Коэффициент неравномерности, рассчитанный по формулам (1) и (3) всегда больше единицы и лишь в случаях идеально равномерной перевозки равен ей: Кнер ³ 1. Коэффициент неравномерности, рассчитанный по формуле (2), по сути- т.н. индексом сезонности и может быть как больше, так и меньше единицы. Чем выше неравномерность перевозок во времени, тем большие резервы всех ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) должен иметь ж.-д. транспорт для выполнения своих функций. Неравномерность перевозок по направлению характеризуется коэффициентом обратности, который определяют как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в груженном направлении:
img width="183" height="46" src="/upload/content/1582184185_28.files/image385.jpg"
При этом груженным направлением принято называть направление с преобладающим (большим) грузопотоком, в то время, как обратное направление, с меньшим грузопотоком, называется порожним. Обычно грузовые и порожние направления достаточно устойчивы во времени, однако с изменением размещения производительных сил они могут меняться. Коэффициент обратности меньше единицы и может равняться ей лишь в случае одинаковости густоты грузопотока по направлениям: Кобр £ 1. Чем ближе оба приведенных коэффициента к единице, тем более рационально используются ресурсы ж.-д. транспорта. Качественные показатели использования грузовых вагонов: статическая нагрузка грузового вагона Рст показывает, какое количество груза приходится в среднем на 1 вагон при погрузке, и определяется как отношение количества погруженных т к количеству погруженных вагонов:
img width="148" height="42" src="/upload/content/1582184185_28.files/image386.jpg"
динамическая нагрузка груженного вагона Ргрдин показывает, какое количество т груза приходится в среднем на 1 груженный вагон на всем пути его следования, и определяется как отношение грузооборота к пробегу груженных вагонов:
img width="209" height="42" src="/upload/content/1582184185_28.files/image387.jpg"
Если вагоны с большей нагрузкой следуют на более дальние расстояния, чем малозагруженные, то динамическая нагрузка груженного вагона будет больше статической, и наоборот; динамическая нагрузка вагона рабочего парка Ррабдин показывает среднее количество грузов, находящихся в вагоне рабочего парка на всем пути его следования, определяется отношением грузооборота нетто к общему пробегу грузовых вагонов:
img width="323" height="68" src="/upload/content/1582184185_28.files/image388.jpg"
коэффициент порожнего пробега вагонов a определяют как отношение порожнего пробега вагонов к общему пробегу или как отношение порожнего пробега вагонов к груженному:
img width="313" height="76" src="/upload/content/1582184185_28.files/image389.jpg"
оборот грузового вагона Ов характеризует продолжительность одного производственного цикла работы грузового вагона от момента погрузки до момента следующей погрузки. В пределах дороги и отделения большая часть вагонов не совершает полного цикла работы, но расчет оборота вагона осуществляют на всех дорогах и отделениях. Время оборота выражают в сутках или часах и рассчитывают по объемной формуле- как отношение рабочего парка к работе сети:
img width="324" height="77" src="/upload/content/1582184185_28.files/image390.jpg"
или аналитически, как сумма отдельных его элементов. В простейшем случае, время оборота вагона расчленяется на три элемента: Ов = Туч + Ттех + Тгр, где время нахождения вагона на участках Туч = Тдв + Тпр.ст. = Rп / Vуч; время нахождения вагона в движении Тдв = Rп / Vт . В свою очередь, Rп- полный рейс вагона (расстояние, пройденное вагоном за время полного оборота); полный рейс состоит из груженного и порожнего:
img width="242" height="62" src="/upload/content/1582184185_28.files/image391.jpg"
Время нахождения вагона на промежуточных станциях:
img width="296" height="36" src="/upload/content/1582184185_28.files/image392.jpg"
Время нахождения вагона под грузовыми операциями: Тгр = Км *t гр; где Км- коэффициент местной работы (число грузовых операций с вагоном за оборот); t гр- среднее время простоя под одной грузовой операцией. Время нахождения вагона на технических станциях:
img width="247" height="39" src="/upload/content/1582184185_28.files/image393.jpg"
где Ктех- число технических станций, проходимых за оборот; t тех- средний простой вагона на одной технической станции; Lв- вагонное плечо (среднее расстояние между техническими станциями). Может быть выделено время на технических станциях с переработкой и без переработки: с переработкой:
img width="313" height="58" src="/upload/content/1582184185_28.files/image394.jpg"
где Lм- маршрутное плечо (среднее расстояние между техническими операциями с переработкой); Кс/п тех- количество технических станций с переработкой, проходимых вагоном за оборот; t с/п тех- средний простой вагона на технической станции с переработкой; без переработки: Тб/птех =(Ктех - Кс/п тех) = (Rп / Lв - Rп / Lм), где t б/п тех- средний простой вагона на технической станции без переработки. В соответствии с выделенными элементами оборота вагона для его расчета могут быть использованы трех-, четырех- и пятичленные формулы: Ов = Тдв + Ттех + Тгр = Rп / Vуч + Rп / Vваг + Км; Ов = Тдв + Тпр.ст. + Ттех + Тгр = Rп / Vт + (Rп / Vуч - Rп / Vтех) +t тех * Rп / Lв+ Км; Ов = Тдв + Тпр.ст. + Тс/п тех + Тб/п тех + Тгр = Rп / Vт + (Rп / Vуч - Rп / Vтех) + Rп / Lм+ + (Rп / Lв - Rп / Lм) + Км. Среднесуточный пробег грузового вагона Sв характеризует расстояние, пройденное вагоном рабочего парка в груженном и порожнем состояниях в среднем в сутки: Sв = Rп / Ов;
img width="217" height="41" src="/upload/content/1582184185_28.files/image395.jpg"
Среднесуточный полезный пробег грузового вагона Sпол характеризует пробег грузового вагона в груженном состоянии за сутки полного оборота: Sпол = Rгр / Ов. Производительность грузового вагона Fв характеризует грузооборот нетто, выполняемый одним вагоном в среднем за сутки:
img width="290" height="46" src="/upload/content/1582184185_28.files/image396.jpg"
Осн. показатели пассажирских перевозок: объем отправления пассажиров ( åH ) по соответствующим пунктам (станциям, портам и т.п.):
img width="313" height="68" src="/upload/content/1582184185_28.files/image397.jpg"
, где åHn- соответственно суммарное число пассажиров, отправляемых из 1-го, 2-го, n- го пунктов за определенный период времени; пассажирооборот åH l, измеряемый в пассажиро-км:
img width="317" height="58" src="/upload/content/1582184185_28.files/image398.jpg"
где l1, l2, ln- расстояния перевозки пассажиров из 1-го, 2-го, n-го пунктов отправления, км. Качественные показатели использования пассажирских вагонов: населенность вагона рн показывает, какое количество пассажиров находится в среднем в пассажирском вагоне на всем пути его следования, и определяется как отношение пассажирооборота к пробегу пассажирских вагонов:
img width="182" height="41" src="/upload/content/1582184185_28.files/image399.jpg"
Средняя населенность вагона устанавливается делением выполненных пассажиро-километров на вагоно-км в пассажирском движении: коэффициент использования вместимости пассажирских вагонов ( g п) определяют делением пассажиро-километров åH l на пассажиро-место-км
img width="206" height="38" src="/upload/content/1582184185_28.files/image400.jpg"
Оборот состава- время от момента отправления пассажирского состава в рейс со станции приписки до отправления в следующий рейс с этой же станции. Среднесуточный пробег состава- расстояние, пройденное пассажирским поездом в среднем за сутки. Определяется как отношение пробега пассажирских составов к числу составов или делением удвоенной протяженности маршрута следования состава на оборот состава. Производительность пассажирского вагона- среднее количество пассажиро-км, приходящихся на 1 пассажирский вагон эксплуатируемого парка.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Показатели углеводного обмена у работников локомотивных бригад железнодорожного транспорта, работающ

Гариева Майя Акакиевна
Сахарный диабет типа 2 является социально значимым заболеванием, увеличивающим риски инвалидизации и смертности трудоспособного населения.