ПОЛАНИ Майкл

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Поланьи Майкл
австрийский химик и социолог науки. Акцентировал внимание на субъективной стороне знания. Автор концепции неявного знания. Одним из первых ввел в социологию науки понятие «научное сообщество», в рамках которого осуществляется совместная деятельность ученых.

Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru

ПОЛАНИ (Polanyi) Майкл
1891-1976) - британский философ, один из основателей постпозитивизма, выходец из Венгрии, сотрудник (с 1923) Института физической химии (Берлин), в эмиграции с 1933, профессор физической химии (затем - социальных наук) Манчестерского университета (с 1933). В главных сочинениях по философии и социологии науки: "Личностное знание. На пути к посткритической философии" (1958), "Неуважение свободы" (1940), "Основания академической свободы" (1947), "Логика свободы" (1951), "Знание и бытие, эссе" (1969) и др. выступил в 1940-х с критикой основных принципов логического позитивизма, в 1950-х - разработал концепцию "неявного знания".
Стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваемого к объективности последнего. В структуре ориентировочной и познавательной активности - в сенсомоторных навыках, восприятии, использовании языка, методах диагностики и экспериментирования, актах научного творчества и т.д. - П. выделял явные и неявные компоненты. Последние, по П., осваиваются человеком в практических действиях, в совместной научной работе и служат основанием его целенаправленной активности. В науке явное знание представлено как интерперсональное знание (в понятиях и теориях), неявное - как личностное знание, вплетенное в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения. Неявное знание, согласно П., не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное ("из рук в руки") обучение мастерству научного поиска и личные контакты ученых. Научный опыт у П. - внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, явно личностно окрашен. П. ввел в научный оборот понятие "научное сообщество". В ряде работ подчеркивал необходимость определенных социокультурных условий для поддержания свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

ПОЛАНЬИ Майкл
(1891 — 1976) — австр. химик и социолог. Получил образование в Будапеште. С 1923 по 1933 г. П. работал в Институте кайзера Вильгельма в Берлине (с 1945 г.— Институт Макса Планка), но приход фашистов к власти в Германии заставил его поселиться в Англии, в Манчестере, где он занял кафедру физической химии местного ун-та. С 1944 г.— член Королевского общества. В 1948 г. П. перешел на кафедру социологии Манчестерского ун-та и работал проф. этой кафедры до 1958 г. В 1959 г. был избран членом Мертон-колледж а в Оксфорде. Первые работы П. в области социальных наук появились в 30-е гг. Эти и более поздние публикации П. оказали существенное влияние на развитие филос. и социальных исследований науки на Западе. В период, когда в этих сферах доминировал позитивизм, П. выступил против тезиса о беспредпосылочности эмпирического знания, противопоставления науки и философии и исключения из нее мировоззренческих проблем. Как и Поппер, П. критиковал индуктивизм, но если первый рассматривал научное знание как безличный «третий мир», то П. акцентировал внимание на субъективной личностной стороне знания. Обоснованием этого подхода явл. его концепция неявного знания. Согласно П., существует некое скрытое, опирающееся на неосознанные ощущения, слабо поддающееся прямому выражению и потому сугубо личностное знание. А уже над ним возвышается в фокусе сознания и хорошо эксплицируемое формальными средствами явное знание. Но, учитывая важное значение для овладения предметом исследования неявных знаний, передаваемых неформальными способами и в непосредственных контактах, П. считает, что для развития науки этих формальных средств недостаточно. Наличие и значимость неявного личностного знания делает необходимым общение ученых, их совместную деятельность в рамках научного сообщества — понятия, введенного П. в социологию науки. П. был противником планирования в области науки, считая, что оно нарушает ее свободу. П. не принимал марксизма. Его концепция подверглась критике за неспособность адекватно отразить диалектику явного и неявного знания, за недооценку роли методологии в развитии науки и за переоценку значения веры в выработке отношения ученого к конкретным системам научного знания.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.02 мб

Теологические интерпретации философии науки Майкла Полани

Яровов А.Н.
В статье рассматриваются примеры интерпретации теории науки Майкла Полани в контексте теологической философии.
Читать PDF
204.29 кб

Взаимосвязь традиции и свободы в концепции развития научного знания Майкла Полани

В. В. Мороз, А. Н. Яровов
Статья посвящена специфике понимания традиции и свободы в философии науки Майкла Полани. Авторы статьи обращаются к концепции личностного знания, в рамках которой продемонстрирована взаимосвязь этих понятий.
Читать PDF
113.07 кб

2002. 03. 002. Торпч. Наука против модернизма: релевантность социальной теории Майкла Поланьи. Thorp

Фомичев П. Н.

Похожие термины:

  • ПОЛАНИ МАЙКЛ (1891–1976)

    Британский философ, один из основателей постпозитивизма. Стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваем