ПОЛИЦИЯ
ПОЛИЦИЯ
от греч. politeia - администрация) - англ. police; нем. Ро-lizei. 1. Особые административные органы в ряде стран, располагающие вооруженными отрядами, задачами к-рых является поддержание порядка и защита существующего обществ, и го-суд. строя. 2. То же, что милиция.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Полиция
police), корпус гос. служащих, задача крых — осуществлять правоохранительную деят-ть, защищая людей и собственность, передавая нарушителей правосудию и одновременно сдерживая преступность (преступление). Нац. полицейские силы впервые появились в Зап. Европе и Сев. Америке в 18— 19 вв. и с тех пор были созданы почти во всех национальных государствах. В нек-рых странах нац. П. дополнена или продублирована региональными и местными структурами или группами, созданными для конкретных целей, напр., для контроля за соблюдением обществ, порядка, расследования крупных преступлений (как Федеральное бюро расследований, ФБР, США), обеспечения дорожно-трансп. контроля и др. Кроме того, отд. структуры и орг-ции в стране, напр., жел. дороги и аэропорты, часто создают собственные полицейские силы, имеющие полномочия производить аресты и задержания в зонах их действия. Воен. полицейским силам предоставлены аналогичные полномочия в отношении военнослужащих. Большинство полицейских служб делает различия между операциями полицейских в форме и в штатском: первые патрулируют улицы и буквально держат линию обороны против преступности, а вторые являются сыщиками, расследующими преступления и часто тесно связанными с органами разведки (разведывательные службы) и контрразведки. С кон. 19 в. широкое распространение получила тайная, или полит., П., задача к-рои контролировать обществ, жизнь, следить за диссидентами и подрывными элементами в об-ве (полицейское государство).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ПОЛИЦИЯ (И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
police (and policing)) - организованные гражданские силы и агентство для осуществления социального контроля, которые, находясь на службе у государства, призваны охранять закон и общественный порядок. Полиция осуществляет правоохранительную деятельность, защищая людей и собственность, передавая нарушителей правосудию, одновременно сдерживая преступность.
Первое такое постоянное профессиональное агентство было основано в Англии в 1829 г. (Лондонская полиция). Сегодня оно финансируется и курируется Министерством внутренних дел Великобритании. Другие частично финансируются и за счет местного налогообложения и теоретически подответственны полицейским властям, включая членов местных советов, судей и начальника полиции, а также Министерству внутренних дел. (На практике полицейские власти имеют меньшее значение, чем в теории, Сайми, 1982.) Во всех агентствах начальник полиции играет чрезвычайно важную роль в решении вопросов о приоритетах правоохранительной деятельности и вопросов оперативного характера. Его роль стала еще более важной после принятия Закона о полиции в 1964 г. и реорганизации местных органов власти в 1970 г., уменьшившей число агентств и значительно расширившей размер охраняемой территории.
Как и в других сферах системы уголовной юстиции, в Великобритании значительно возросли социологические исследования о полиции и правоохранительной деятельности начиная с 60-х гг. и особенно в 80-е гг. Многие работы были написаны в радикальном или критическом духе в соответствии с переориентацией социологических подходов к преступлению и девиации с конца 60-х гг. Некоторые из критических оценок оказали ощутимое влияние на общественное мнение и до некоторой степени на полицейскую практику. Известен феминистский анализ полицейских действий в отношении жертв насилия, избиения мужьями и сексуального злоупотребления. Таким же стало исследование ответа полицейских на расовое насилие, за которым последовали санкции и увольнения, проведенные представителями Ассоциации главных полицейских чиновников и Федерацией полиции (главных организаций старших и младших чиновников) и подтвержденные Министерством внутренних дел (1981), а также были введены некоторые изменения в систему.
Видное место заняли и другие проблемы: развитие военизированных стилей наведения порядка при индустриальных конфликтах и политических демонстрациях; новые технологии и гражданские свободы; правоохранительная стратегия с особым акцентом на дебатах по "охране сообщества"; полицейские полномочия и ответственность; политизация полиции. Среди "новых теоретиков деви-антности" (см. Национальная конференция по девиации) недавно были разработаны два разных подхода, которые с известной долей упрощения можно описать как:
(а) более радикальное крыло (например, Скратон, 1985);
(б) более "фабианское" и реформистское крыло относящих себя к "новому реализму" (Кинси, Ли и Янг, 1986).
Оба они, что характерно для дисциплины, сосуществуют с другими. Отношения между социологией, социологами и полицией были и остаются нелегкими.
Первое такое постоянное профессиональное агентство было основано в Англии в 1829 г. (Лондонская полиция). Сегодня оно финансируется и курируется Министерством внутренних дел Великобритании. Другие частично финансируются и за счет местного налогообложения и теоретически подответственны полицейским властям, включая членов местных советов, судей и начальника полиции, а также Министерству внутренних дел. (На практике полицейские власти имеют меньшее значение, чем в теории, Сайми, 1982.) Во всех агентствах начальник полиции играет чрезвычайно важную роль в решении вопросов о приоритетах правоохранительной деятельности и вопросов оперативного характера. Его роль стала еще более важной после принятия Закона о полиции в 1964 г. и реорганизации местных органов власти в 1970 г., уменьшившей число агентств и значительно расширившей размер охраняемой территории.
Как и в других сферах системы уголовной юстиции, в Великобритании значительно возросли социологические исследования о полиции и правоохранительной деятельности начиная с 60-х гг. и особенно в 80-е гг. Многие работы были написаны в радикальном или критическом духе в соответствии с переориентацией социологических подходов к преступлению и девиации с конца 60-х гг. Некоторые из критических оценок оказали ощутимое влияние на общественное мнение и до некоторой степени на полицейскую практику. Известен феминистский анализ полицейских действий в отношении жертв насилия, избиения мужьями и сексуального злоупотребления. Таким же стало исследование ответа полицейских на расовое насилие, за которым последовали санкции и увольнения, проведенные представителями Ассоциации главных полицейских чиновников и Федерацией полиции (главных организаций старших и младших чиновников) и подтвержденные Министерством внутренних дел (1981), а также были введены некоторые изменения в систему.
Видное место заняли и другие проблемы: развитие военизированных стилей наведения порядка при индустриальных конфликтах и политических демонстрациях; новые технологии и гражданские свободы; правоохранительная стратегия с особым акцентом на дебатах по "охране сообщества"; полицейские полномочия и ответственность; политизация полиции. Среди "новых теоретиков деви-антности" (см. Национальная конференция по девиации) недавно были разработаны два разных подхода, которые с известной долей упрощения можно описать как:
(а) более радикальное крыло (например, Скратон, 1985);
(б) более "фабианское" и реформистское крыло относящих себя к "новому реализму" (Кинси, Ли и Янг, 1986).
Оба они, что характерно для дисциплины, сосуществуют с другими. Отношения между социологией, социологами и полицией были и остаются нелегкими.
Источник: Большой толковый социологический словарь