ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Найдено 1 определение
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
универсальный вид регулирования современных общественных отношений, осуществляемый политизированными органами государственной властью и политическими партиями. ПУ целенаправленно формирует условия реализации национальных интересов с учётом интересов граждан и элит, выражаемых через различные институты и действия. Такое определение вытекает из характеристик политики как «организационной и регулятивно-контрольной сферы общества, основной для всех других сфер», как «деятельности по ассоциации и диссоциации интересов» (К. Шмитт). ПУ шире по объёму, чем государственное управление, однако, к тому же их структурно-функциональное содержание не совсем совпадают. В государственном управлении важное место занимает бюрократия (чиновники), которая официально не включается в политику. Субъект государственного управления – иерархически выстроенные органы государственной власти «сверху – вниз» (глава государства, парламент, правительство, министерства, суды) с их полномочными представителями, региональными администрациями, территориальными органами (налоговыми, полицейскими, антимонопольными, статистическими и др.). Эта сложная структура имеет стержень под названием: “властно-управленческая вертикаль” В ПУ, помимо функций политизированных органов государственной власти, подключаются также функции политических партий, как правящих, так и оппозиционных, некоммерческих организаций, общественных объединений, групп интересов; используется также политическая воля верховной власти, дискреционная власть политиков, которые не могут быть полностью урегулированы правом и далеко не всегда соответствуют размеренному функционированию государственного управления. ПУ может подключать взаимодействие главы государства с парламентскими и непарламентскими партиями, субъектами «политической жизни», где действует общественность, активисты партий, общественных объединений, социальных сетей (своеобразный «буфер» между государственной властью и жизненными сферами повседневности). Эффективность ПУ выражается в легитимации власти, в консолидации элит и общества в целом, в предотвращении социальных флуктуаций, а, в конечном итоге, в обеспечении стабильности и развития, в росте благосостояния населения. Для оценки ПУ вводятся специальные понятия и конструкты, разрабатываются показатели. Например, доверие является основой легитимности власти. При операционализации понятия «доверие» получают конструкты: а) генерализированное доверие – идентификация граждан, социальных групп с ценностями государства; б) специализированное доверие – идентификация с локальными и субкультурными группами, не мешающая идентификации с государством; в) партикулязированное доверие, когда идентификация с группами усиливает фрагментацию общества, отчуждение групп от государства; г) институциональное доверие – лояльность граждан к конкретным эффективно действующим органам власти. При операционализации понятия «социальная политика» используют конструкты «социальная дифференциация», «социальная интеграция», «социальная эксклюзия и инклюзия», «социальный стандарт». Применяются эмпирические показатели признаков управляемости объектов. Комбинация таких показателей образуют индекс, позволяющий интерпретировать значения латентных или чрезвычайно сложных признаков ПУ, не всегда поддающихся непосредственному наблюдению (измерению). Например, для характеристики благосостояния населения и социальной политики применяют индексы: бедности по широте охвата населения, степени бедности, предельной бедности, социальной дифференциации (индекс Джини, кривая Лоренца и др.), а также показатели соотношения средней заработной платы у женщин и мужчин, соотношения цен на жилье и уровня доходов, состояния питания детей, средней продолжительности жизни, прогнозируемой при рождении; количества детей с адекватной массой тела при рождении и многие другие. ПУ проводится в широких масштабах с помощью различных методов и политических технологий (дискурс-анализа, пропаганды, лоббизма, конфликтологии, символизации, паблик рилейшнз, пиара, переговоров, предвыборных союзов (блоков), медиа-технологий, электоральных технологий и др.).
Лит.: Технологии в политике и политическом управлении. Под ред. М.Г. Анохина, В.С. Комаровского, Ю.И. Матвиенко. М., 2000; Шабров О. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997; Управление общественными отношениями. Под общ. ред. В.С. Комаровского. М., 2009; Рац М.В. Политика и управление // ПОЛИС, 2010, № 3; Шевченко А.Ю. Дискурс-анализ политических медиа-текстов // ПОЛИС, 2002, № 6. В.М. Капицын

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.