ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНАЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Национальная политика
регулирование межнациональных отношений в межэтнических социумах.

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Деятельность государственных ветвей власти, партий или общественных групп по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Национальная политика
Деятельность государственной власти, партии или общественной группы по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами. Н.п. связана с языковой политикой, поскольку язык является важнейшим средством национальной идентификации.
См. также: Языковая политика

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНАЯ
составная часть политики социальной (см.) различн. групп и слоев, входящих в структуру полиэтнич. гос-в или сообществ. В демократии, гос-ва определяется принципами равноправия народов их суверенитета, права на самоопределение соблюдения межнац. консенсуса, сочетания собственно нац. и общенац. (в масштабе гос-ва) интересов, отвержения (запрета) различн. форм и разновидностей нац. экстремизма, пропаганды идеологии расизма и шовинизма, поддержки прав малочисленных этнонац. образований и национальных меньшинств на сохранение их культурной самобытности и этнич. своеобразия. Цели и задачи П.н. реализуются через всю систему многонац. об-ва, ее различн. формальные и неформальные структуры, соц. ин-ты, посредством органов образования и воспитания, просвещения и пропаганды и т. д. Признанными прогрессивной общественностью способами (путями) их достижения служат демократизация (федерализация), гармонизация (оптимизация) и гуманизация межнац. (межэтнич.) отношений. Главная трудность (или коренной вопрос) любой П.н. заключается в проблематичности одновременного удовлетворения разнонаправленных требований нац. обособления (самоопределения) и межнац. сближения в рамках многонациональной целостности. Рост нац. (этнич.) самосознания, с одной стороны, и межнац. напряженности, с другой - задают проводникам П.н. пределы и параметры их деятельности, цель к-рой бесконфликтное (конструктивное) развитие нац. отношений и приемлемое устройство многонац. гос-ва. Динамика соотношения центробежных и центростремительных тенденций в многонац. гос-ве (об-ве) - предмет особой заботы кругов, оказывающих то или иное влияние на стратегию и тактику поведения сил в нац. вопросе. П.н. оказывает определяющее влияние на решение национального вопроса. Поэтому ее конкретный характер и содержание, направленность и последовательность, др. характеристики практически всегда являются объектом тех или иных (скрытых или открытых) дискуссий в любом сообществе полинац. состава. П.н. как определенная система субъективной деятельности (в единстве ее идейно-теоретич. и политически практич. сторон) может быть различн. по интенсивности, что обусловлено не в последнюю очередь и тем, с какой страной она соотносима: с крупной и вместе с тем этнически многочисленной или же с сравнительно малой и этнически малочисленной. М.В. Иордан.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Политика национальная
государственное управление этнонациональными процессами, участие государства, политических партий, общественных организаций, всего общества в решении назревших национальных проблем, согласование интересов народов, входящих в состав многонационального государственного образования, с интересами всего сообщества. П.н. включает в себя: постановку цели ее проведения, определение форм и методов достижения поставленных задач, привлечение к ее реализации представителей всех национальностей, проживающих в данном государстве. Особую актуальность п.н. приобретает в многонациональных государствах (Россия, Канада, Бельгия, Индия, Индонезия и др.), в которых она должна пользоваться поддержкой и опираться на согласованные интересы всех национальных образований в решении важных социально-экономических, политических и культурных задач сообщества. При игнорировании этих требований неизбежно возникают национальные противоречия и этнические конфликты (проблема Ольстера в Великобритании, баскский сепаратизм в Испании, положение курдского на селения в Турции, религиозный экстремизм в ШриЛанке, странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африке и др.). П.н. подразделяется на внутреннюю, направленную на регулирование этнонациональными процессами в рамках отдельных государств (национальных и многонациональных), и внешнюю, определяющую характер взаимоотношений данного государства с другими государствами. Назначение п.н. в условиях формирования постиндустриального общества состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие этнонациональных общностей, преодолеть межэтническую напряженность и конфронтацию, совместно с другими государствами осуществлять формирование нового мирового порядка как в рамках межнациональных и региональных сообществ, так и в глобальных масштабах утверждающегося многополярного мира. В условиях глобализации социально-технологических и идеологических процессов п.н. должна учитывать изменения этнонационального состава населения в регионах и возрастание роли этнонационального фактора в общественном развитии в целом. Примером недоучета данного фактора могут служить события, связанные с выступлениями весной 2006 г. афроарабской молодежи во Франции. В многонациональной России при всей актуальности национального вопроса пока еще отсутствует научно обоснованная программа в сфере национальных отношений, а п.н. в значительной степени осуществляется путем проб и ошибок. Ее содержание в современных условиях должно определяться следующими требованиями: 1) равноправие всех народов, независимо от численности и национально-этнических особенностей; 2) демократизм во взаимоотношениях между ними на основе принципа права наций на самоопределение и сохранения территориальной целостности государств; 3) предоставление различным национально-этническим образованиям равных возможностей для вхождения в рынок при наличии соответствующей социальной защиты; 4) примат экономических интересов перед национально-политическими; 5) взаимопомощь и всестороннее сотрудничество всех народов, нахождение новых форм этого сотрудничества в условиях рынка; 6) использование национальных форм и традиций народов для наращивания их духовного потенциала и развития духовной культуры; 7) преследование по закону проявлений шовинизма, этнического национализма и национального экстремизма как идеологии, несовместимой с принципами демократии и правами человека. Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
(этнополитика) — система законодательных, организационных и идеологических мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Н. п. — это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства. В теории и на практике следует учитывать, что Н. п., региональная политика, демографическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты Н. п. как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, миграционной, демографической политики.
Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающих развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах Н. п., которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в стратегии и тактике государственного управления. Н. п. различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. Целью Н. п. может быть: национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение нации, национальное обособление, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от влияния инонационального, национальный суверенитет и т. д. По содержанию Н. п. бывает гуманистической, интернационалистической, антигуманной, националистической, великодержавно-шовинистической. По направленности можно говорить о демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной, тоталитарной, разрушительной, реакционной Н. п. Среди форм и методов осуществления Н. п. можно отметить: насилие, толерантность, уважительное отношение, господство, подавление, репрессии, «разделяй и властвуй».
Результатами Н. п. могут быть: согласие, единение, сотрудничество, дружба, напряженность, конфронтационность, конфликтность, недоверие, неприязнь. Н. п. структурно может состоять из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В Н. п. следует различать стратегические, рассчитанные недлительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования. И задачи ближайшего характера. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. В многонациональной России стратегической задачей в национальной сфере является укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности — россияне. Актуальными задачами национальной политики ближайшего периода является урегулирование межнациональных конфликтов, снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближайшем зарубежье, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев и др. При разработке Н. п. необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие.
Н. п. должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована Н. п. Необходимым условием действенной, эффективной Н.п. является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей Н. п., выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.
В практическом осуществлении Н. п. в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи и т. п. Н.п. должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу, независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или в инонациональной среде. Наконец, при формировании Н. п. необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как положительный, так и негативный опыт. Вместе с тем принципы Н. п. должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
(англ. - national policy, нем. - Nationalituten politik) - совокупность законодательных, идеологических, организационных мер государства (см.), направленных на то или иное решение национального вопроса (см.); в других странах, а также в советском дипломатическом лексиконе, аналогичном международному, этот термин чаще всего означает специфическую для государства политику, направленную на защиту его интересов в международных отношениях. Указанные различия объясняются традиционным для советской науки двойным подходом к пониманию категорий “нация”, “национальный” в этническом или в государственном (этатическом) смысле.
Смысл и содержание Н.П. (в первом из отмеченных выше значений) состоят в выработке его этнической, расовой, культурной и языковой неоднородности, разнообразия объективных потребностей и выражающих их интересов различных этнических (расовых) групп, необходимости регулирования отношений между этими группами, а также между ними и государством.
Социальная направленность внутренней политики государства определяется исторической эпохой с соответствующим ей характером социальных отношений и социальной структуры общества, доминирующей идеологией, обусловливающими цели Н.П., влияние на нее интересов тех или иных групп общества. Соответственно могут различаться и объекты воздействия Н.П. В доиндустриальных обществах, в которых социальный статус и права индивида жестко обусловливались его включенностью в те или иные социальные структуры, государственная власть прежде всего регулировала свои отношения с институциированными социальными группами (община, сословия, касты и т.п.), а также их взаимоотношения между собой. В новое и новейшее время, с преодолением сословных границ и по мере построения гражданского общества, происходила переориентация политики государства на осуществление равноправия всех граждан общества.
В современных экономически развитых странах превалирует парадигма первостепенного значения индивидуальных прав человека, при обеспечении которых обеспечивается и равноправие всех социальных слоев, этнических и расовых групп. Это, однако, не исключает необходимости выработки социальных государственных программ в отношении отдельных групп населения: с целью поддержки малоимущих, обеспечения специфичеких интересов меньшинств. Для полиэтничных стран остаются актуальными задачи Н.П. Особенно это касается тех обществ, которые находятся в состоянии кризиса или трансформации, поскольку социально-экономические проблемы в таких условиях неизбежно переходят в сферу межэтнических отношений. Кроме того - даже при относительно благополучных обстоятельствах - приходится считаться с нередко весьма острой негативной реакцией этничности на характерные для современности процессы стандартизации условий и образа жизни, аккультурации и ассимиляции этнических меньшинств.
Соответственно целям государства в национальном вопросе Н.П. может заключаться в стремлении либо к этнической гомогенизации общества путем стимулирования ассимиляции (см.) этнических меньшинств, их изгнания или истребления (см. “Геноцид”), при ограничении контактов этнических (расовых) групп (см. “Сегрегация”); либо - в социальной интеграции общества при обеспечении возможностей сохранения этнического плюрализма и этнического (языково-культурного) развития. Последний вариант в настоящее время является по-существу нормативным для большинства идеологических и политических концепций, а также для международного права, которое осуждает колониализм (см.), все виды угнетения по этническому и расовому признакам (см. “Национализм , “Расизм “), признает за всеми без исключения этническими группами права на существование и развитие, относя его к числу фундаментальных прав человека; при этом особо подчеркивается необходимость защиты прав этнических меньшинств (см.”Меньшинство этническое “).
Историческим опытом апробированы два типа стратегии в таком развитии Н.П. Один из них, именуемый обычно “патернализмом “, состоит в том, что государство само определяет потребности, направления и характер социального и культурного развития этнических групп и в соответствии с этим разрабатывает и реализует программы их развития в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, занятости, использования природных ресурсов и т.п. В качестве примеров такого патернализма может служить политика федеральных властей США и Канады в отношении аборигенных народов своих стран в XIX-XX вв. (приблизительно до 1970-х годов), а также политика СССР в отношении аборигенных народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, воспринятая и властями Российской Федерации. При этом варианте сами народы, не имея достаточных возможностей для реализации самостоятельного развития, выступают преимущественно в качестве объектов воздействия Н.П. На деле патернализм обычно не решает проблем развития этнических групп, а скорее усложняет их.
В современном мире доминирует другой тип Н.П., когда государство стремится создать условия для полноценного самостоятельного развития всех этнических групп и лишь в случае необходимости оказывает некоторым из них специальную помощь. Такой тип Н.П. основывается на понимании этнического развития как естественно-исторического процесса, недопущения деформирующего влияния на него политических, надстроечных институтов власти, на принципах полного самоопределения граждан.
Особую проблему составляет Н.П. в области государственного устройства. В новое время, когда в результате борьбы против феодализма происходило становление буржуазных отношений и связанного с ними гражданского общества, последнее облекалось обычно в форму национальной государственности с опорой на тот или иной этнический компонент. Так складывалось большинство ныне существующих национальных государств (см. “Нация ).
Эпоха становления национальных государств завершилась с обретением независимости колониальными странами в первые десятилетия после второй мировой войны, а страны Европы, Северной Америки и некоторых других регионов мира прошли ее еще раньше - преимущественно в XYIII-XIX вв. Для современного периода характерна своего рода “деэтнизация” государства, т.е. уменьшения роли этничности в построении государственности и, соответственно, возрастание роли общечеловеческих и общегражданских начал. Это облегчается тем, что сама идея нации, служившая в свое время идеологической основой консолидации общества и продолжающая выполнять эту роль, изначально и по своей природе связана прежде всего не столько с этничностью и приоритетом этнических интересов, сколько именно с общегражданским началом.
В большинстве стран мира осуществлен административно-территориальный принцип государственного устройства, когда субъекты федерации (если это федеративное государство) и иные территории (департаменты, провинции, кантоны, коммуны и т.п.) не несут особого этнического смысла, а этнические группы не имеют государственно-правового статуса. В некоторых странах мира, напр., в Испании, существуют автономии, при создании которых учитывался как языково-культурный состав населения, так и региональный принцип. Этнические (языково-культурные) потребности в таких случаях удовлетворяются гл.обр. путем учреждений национально-культурных автономий (см.), школы, клубы и т.д. - функционирующих при соответствующих общинах (землячествах).
Международное право и мировая практика предусматривают наделение особыми правами и особым статусом только те народы, которые ведут “аборигенный” или племенной образ жизни”. Это обусловлено необходимостью защиты природных ресурсов, культуры и общественного устройства отставших в своем развитии этносов от жесткого воздействия индустриальной цивилизации.
Иначе были устроены такие государства, как СССР и СФРЮ, в которых на основе национального самоопределения возникли или были созданы национально-территориальные автономии, рассматриваемые как формы государственности конкретных этносов. Эта система, именуемая в социалистической литературе “социалистическим федерализмом”, в отличие от “буржуазного”, в основном территориального федерализма, основывается на этническом понимании нации и представлении о том, что национальный вопрос (см.), включая развитие этнических культур, должен решаться через этническую государственность. Именно такое Н.П. и прежде всего - создание союзных и автономных советских республик, внутри которых соответствующие “статусные” нации и люди, принадлежавшие к ним, получили ряд привилегий для своего развития по сравнению с иноэтничным населением, считалось своего рода стержнем советской национальной политики (см. “Национально-государственное строительство ). Однако такой подход по существу ставит этнографические права выше индивидуальных прав человека, этничность выше равноправного гражданства. В рамках системы “социалистического федерализма”, предусматривающего структурирование общества по этническому признаку, полное осуществление принципов демократии и гражданского общества встречается с непреодолимыми трудностями.
Научно-обоснованная концепция Н.П. на ближайшие годы и дальнюю перспективу в Российской Федерации находится в стадии разработки.
ЛИТ.: В.И.Ленин о национальном вопросе и национальной политике (Сб.). М., 1989.
Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. М., 1972.
Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигма, теория и практика//
История СССР. 1990, N 1.
Чешко С.В. Идеология распада. М., 1993 (ртпр.)
В.И.Козлов, С.В.Чешко

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.32 кб

К. Н. Леонтьев о национальной политике

Емельянов-лукьянчиков Максим Александрович
В статье впервые в отечественной историографии дается развернутая характеристика взглядов К. Н. Леонтьева на национальный вопрос.
Читать PDF
531.96 кб

Особенности национальной кадровой политики

Ерошин С.Е.
На основе статистических сведений анализируются проблемы кадровой обеспеченности экономики страны, включая вопросы привлечения иностранных квалифицированных специалистов.
Читать PDF
268.21 кб

Национальная политика: сущность и субъекты

Постников Анатолий Николаевич
В статье рассмотрены особенности национальной политики Российской Федерации в условиях нарастающих в стране кризисных процессов.
Читать PDF
530.97 кб

О национальной политике современной России

Пшенчук Кристина Сергеевна
В данной статье рассмотрены шаги, предпринятые Правительством Российской Федерации в сфере межнациональных отношений. Выявлены актуальные вопросы национальной политики и пути их решения.
Читать PDF
89.77 кб

Национальная политика и социокультурный подход

Попков Юрий Владимирович, Тюгашев Евгений Александрович
В статье раскрывается содержание социокультурного подхода и иллюстрируются возможности его применения в национальной политике на примере локальных сообществ — Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) и Ямало-Ненецкого автономно
Читать PDF
1.88 мб

Национальная политика: перспективы исследования

Шадже Асиет Юсуфовна
В статье анализируются возможности и ограничения исследовательских методов национальной политики на Северном Кавказе в контексте классической и неклассической науки.
Читать PDF
394.96 кб

Политика национального примирения в Афганистане

Чихринова Анастасия Игоревна
Процесс национального примирения является ключевым для афганской действительности, оказывающий влияние на все сферы жизнедеятельности Исламской Республики.
Читать PDF
598.04 кб

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ

Гревцов О.В., Скаридова М.А.
В статье на основе обобщения дискуссионных вопросов, связанных с определением понятия, сущности и системы политики и национальной морской политики, сформулировано авторское определение понятия «национальная морская политика», раск
Читать PDF
431.70 кб

ИДЕЙНО-СИМВОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Капицын В. М.
Читать PDF
322.49 кб

Критерии оценки эффективности национальной политики

Морозова Наталья Михайловна
Эффективная национальная политика залог развития и стабильности многонациональной Российской Федерации. В данной статье предпринята попытка сформировать систему критериев оценки эффективности национальной политики.
Читать PDF
17.05 мб

Национальная безопасность России и мировая политика

Петровчук Алена Юрьевна, Послова Алина Сергеевна, Баранов Геннадий Владимирович
В представленной статье исследуется значение критериев национальной безопасности в культуре общества. Авторами описывается структурное содержание мировой политики в современной культуре научного познания.
Читать PDF
101.87 кб

Гражданское общество: нации и национальная политика

Б. Н. Бессонов
Читать PDF
1.50 мб

Мировая политика и национальная безопасность России

Киршина А.П., Рахматуллин Ю.Я.
В данной статье рассматривается роль информации в современном мире, а также международная безопасность, которая обсуждалась на Всемирном Фестивале Молодежи и Студентов в Сочи.
Читать PDF
93.95 кб

Гражданское общество: нации и национальная политика

Б. Н. Бессонов
Читать PDF
68.49 кб

Национальная политика многонационального государства

Лексин В. Н.
В статье рассматриваются факторы, стабилизировавшие национальную ситуацию в советское время, и формулируются проблемы, которые могут стать источником взрыва межнациональных конфликтов в будущем.

Похожие термины: