ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНАЯ
Национальная политика
регулирование межнациональных отношений в межэтнических социумах.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Деятельность государственных ветвей власти, партий или общественных групп по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Национальная политика
Деятельность государственной власти, партии или общественной группы по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами. Н.п. связана с языковой политикой, поскольку язык является важнейшим средством национальной идентификации.
См. также: Языковая политика
См. также: Языковая политика
ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНАЯ
составная часть политики социальной (см.) различн. групп и слоев, входящих в структуру полиэтнич. гос-в или сообществ. В демократии, гос-ва определяется принципами равноправия народов их суверенитета, права на самоопределение соблюдения межнац. консенсуса, сочетания собственно нац. и общенац. (в масштабе гос-ва) интересов, отвержения (запрета) различн. форм и разновидностей нац. экстремизма, пропаганды идеологии расизма и шовинизма, поддержки прав малочисленных этнонац. образований и национальных меньшинств на сохранение их культурной самобытности и этнич. своеобразия. Цели и задачи П.н. реализуются через всю систему многонац. об-ва, ее различн. формальные и неформальные структуры, соц. ин-ты, посредством органов образования и воспитания, просвещения и пропаганды и т. д. Признанными прогрессивной общественностью способами (путями) их достижения служат демократизация (федерализация), гармонизация (оптимизация) и гуманизация межнац. (межэтнич.) отношений. Главная трудность (или коренной вопрос) любой П.н. заключается в проблематичности одновременного удовлетворения разнонаправленных требований нац. обособления (самоопределения) и межнац. сближения в рамках многонациональной целостности. Рост нац. (этнич.) самосознания, с одной стороны, и межнац. напряженности, с другой - задают проводникам П.н. пределы и параметры их деятельности, цель к-рой бесконфликтное (конструктивное) развитие нац. отношений и приемлемое устройство многонац. гос-ва. Динамика соотношения центробежных и центростремительных тенденций в многонац. гос-ве (об-ве) - предмет особой заботы кругов, оказывающих то или иное влияние на стратегию и тактику поведения сил в нац. вопросе. П.н. оказывает определяющее влияние на решение национального вопроса. Поэтому ее конкретный характер и содержание, направленность и последовательность, др. характеристики практически всегда являются объектом тех или иных (скрытых или открытых) дискуссий в любом сообществе полинац. состава. П.н. как определенная система субъективной деятельности (в единстве ее идейно-теоретич. и политически практич. сторон) может быть различн. по интенсивности, что обусловлено не в последнюю очередь и тем, с какой страной она соотносима: с крупной и вместе с тем этнически многочисленной или же с сравнительно малой и этнически малочисленной. М.В. Иордан.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Политика национальная
государственное управление этнонациональными процессами, участие государства, политических партий, общественных организаций, всего общества в решении назревших национальных проблем, согласование интересов народов, входящих в состав многонационального государственного образования, с интересами всего сообщества. П.н. включает в себя: постановку цели ее проведения, определение форм и методов достижения поставленных задач, привлечение к ее реализации представителей всех национальностей, проживающих в данном государстве. Особую актуальность п.н. приобретает в многонациональных государствах (Россия, Канада, Бельгия, Индия, Индонезия и др.), в которых она должна пользоваться поддержкой и опираться на согласованные интересы всех национальных образований в решении важных социально-экономических, политических и культурных задач сообщества. При игнорировании этих требований неизбежно возникают национальные противоречия и этнические конфликты (проблема Ольстера в Великобритании, баскский сепаратизм в Испании, положение курдского на селения в Турции, религиозный экстремизм в ШриЛанке, странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африке и др.). П.н. подразделяется на внутреннюю, направленную на регулирование этнонациональными процессами в рамках отдельных государств (национальных и многонациональных), и внешнюю, определяющую характер взаимоотношений данного государства с другими государствами. Назначение п.н. в условиях формирования постиндустриального общества состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие этнонациональных общностей, преодолеть межэтническую напряженность и конфронтацию, совместно с другими государствами осуществлять формирование нового мирового порядка как в рамках межнациональных и региональных сообществ, так и в глобальных масштабах утверждающегося многополярного мира. В условиях глобализации социально-технологических и идеологических процессов п.н. должна учитывать изменения этнонационального состава населения в регионах и возрастание роли этнонационального фактора в общественном развитии в целом. Примером недоучета данного фактора могут служить события, связанные с выступлениями весной 2006 г. афроарабской молодежи во Франции. В многонациональной России при всей актуальности национального вопроса пока еще отсутствует научно обоснованная программа в сфере национальных отношений, а п.н. в значительной степени осуществляется путем проб и ошибок. Ее содержание в современных условиях должно определяться следующими требованиями: 1) равноправие всех народов, независимо от численности и национально-этнических особенностей; 2) демократизм во взаимоотношениях между ними на основе принципа права наций на самоопределение и сохранения территориальной целостности государств; 3) предоставление различным национально-этническим образованиям равных возможностей для вхождения в рынок при наличии соответствующей социальной защиты; 4) примат экономических интересов перед национально-политическими; 5) взаимопомощь и всестороннее сотрудничество всех народов, нахождение новых форм этого сотрудничества в условиях рынка; 6) использование национальных форм и традиций народов для наращивания их духовного потенциала и развития духовной культуры; 7) преследование по закону проявлений шовинизма, этнического национализма и национального экстремизма как идеологии, несовместимой с принципами демократии и правами человека. Др филос. наук М. Н. Росенко.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
(этнополитика) — система законодательных, организационных и идеологических мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Н. п. — это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства. В теории и на практике следует учитывать, что Н. п., региональная политика, демографическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты Н. п. как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, миграционной, демографической политики.
Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающих развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах Н. п., которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в стратегии и тактике государственного управления. Н. п. различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. Целью Н. п. может быть: национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение нации, национальное обособление, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от влияния инонационального, национальный суверенитет и т. д. По содержанию Н. п. бывает гуманистической, интернационалистической, антигуманной, националистической, великодержавно-шовинистической. По направленности можно говорить о демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной, тоталитарной, разрушительной, реакционной Н. п. Среди форм и методов осуществления Н. п. можно отметить: насилие, толерантность, уважительное отношение, господство, подавление, репрессии, «разделяй и властвуй».
Результатами Н. п. могут быть: согласие, единение, сотрудничество, дружба, напряженность, конфронтационность, конфликтность, недоверие, неприязнь. Н. п. структурно может состоять из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В Н. п. следует различать стратегические, рассчитанные недлительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования. И задачи ближайшего характера. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. В многонациональной России стратегической задачей в национальной сфере является укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности — россияне. Актуальными задачами национальной политики ближайшего периода является урегулирование межнациональных конфликтов, снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближайшем зарубежье, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев и др. При разработке Н. п. необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие.
Н. п. должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована Н. п. Необходимым условием действенной, эффективной Н.п. является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей Н. п., выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.
В практическом осуществлении Н. п. в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи и т. п. Н.п. должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу, независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или в инонациональной среде. Наконец, при формировании Н. п. необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как положительный, так и негативный опыт. Вместе с тем принципы Н. п. должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.
Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающих развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах Н. п., которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в стратегии и тактике государственного управления. Н. п. различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. Целью Н. п. может быть: национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение нации, национальное обособление, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от влияния инонационального, национальный суверенитет и т. д. По содержанию Н. п. бывает гуманистической, интернационалистической, антигуманной, националистической, великодержавно-шовинистической. По направленности можно говорить о демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной, тоталитарной, разрушительной, реакционной Н. п. Среди форм и методов осуществления Н. п. можно отметить: насилие, толерантность, уважительное отношение, господство, подавление, репрессии, «разделяй и властвуй».
Результатами Н. п. могут быть: согласие, единение, сотрудничество, дружба, напряженность, конфронтационность, конфликтность, недоверие, неприязнь. Н. п. структурно может состоять из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В Н. п. следует различать стратегические, рассчитанные недлительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования. И задачи ближайшего характера. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. В многонациональной России стратегической задачей в национальной сфере является укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности — россияне. Актуальными задачами национальной политики ближайшего периода является урегулирование межнациональных конфликтов, снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближайшем зарубежье, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев и др. При разработке Н. п. необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие.
Н. п. должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована Н. п. Необходимым условием действенной, эффективной Н.п. является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей Н. п., выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.
В практическом осуществлении Н. п. в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи и т. п. Н.п. должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу, независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или в инонациональной среде. Наконец, при формировании Н. п. необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как положительный, так и негативный опыт. Вместе с тем принципы Н. п. должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
(англ. - national policy, нем. - Nationalituten politik) - совокупность законодательных, идеологических, организационных мер государства (см.), направленных на то или иное решение национального вопроса (см.); в других странах, а также в советском дипломатическом лексиконе, аналогичном международному, этот термин чаще всего означает специфическую для государства политику, направленную на защиту его интересов в международных отношениях. Указанные различия объясняются традиционным для советской науки двойным подходом к пониманию категорий “нация”, “национальный” в этническом или в государственном (этатическом) смысле.
Смысл и содержание Н.П. (в первом из отмеченных выше значений) состоят в выработке его этнической, расовой, культурной и языковой неоднородности, разнообразия объективных потребностей и выражающих их интересов различных этнических (расовых) групп, необходимости регулирования отношений между этими группами, а также между ними и государством.
Социальная направленность внутренней политики государства определяется исторической эпохой с соответствующим ей характером социальных отношений и социальной структуры общества, доминирующей идеологией, обусловливающими цели Н.П., влияние на нее интересов тех или иных групп общества. Соответственно могут различаться и объекты воздействия Н.П. В доиндустриальных обществах, в которых социальный статус и права индивида жестко обусловливались его включенностью в те или иные социальные структуры, государственная власть прежде всего регулировала свои отношения с институциированными социальными группами (община, сословия, касты и т.п.), а также их взаимоотношения между собой. В новое и новейшее время, с преодолением сословных границ и по мере построения гражданского общества, происходила переориентация политики государства на осуществление равноправия всех граждан общества.
В современных экономически развитых странах превалирует парадигма первостепенного значения индивидуальных прав человека, при обеспечении которых обеспечивается и равноправие всех социальных слоев, этнических и расовых групп. Это, однако, не исключает необходимости выработки социальных государственных программ в отношении отдельных групп населения: с целью поддержки малоимущих, обеспечения специфичеких интересов меньшинств. Для полиэтничных стран остаются актуальными задачи Н.П. Особенно это касается тех обществ, которые находятся в состоянии кризиса или трансформации, поскольку социально-экономические проблемы в таких условиях неизбежно переходят в сферу межэтнических отношений. Кроме того - даже при относительно благополучных обстоятельствах - приходится считаться с нередко весьма острой негативной реакцией этничности на характерные для современности процессы стандартизации условий и образа жизни, аккультурации и ассимиляции этнических меньшинств.
Соответственно целям государства в национальном вопросе Н.П. может заключаться в стремлении либо к этнической гомогенизации общества путем стимулирования ассимиляции (см.) этнических меньшинств, их изгнания или истребления (см. “Геноцид”), при ограничении контактов этнических (расовых) групп (см. “Сегрегация”); либо - в социальной интеграции общества при обеспечении возможностей сохранения этнического плюрализма и этнического (языково-культурного) развития. Последний вариант в настоящее время является по-существу нормативным для большинства идеологических и политических концепций, а также для международного права, которое осуждает колониализм (см.), все виды угнетения по этническому и расовому признакам (см. “Национализм , “Расизм “), признает за всеми без исключения этническими группами права на существование и развитие, относя его к числу фундаментальных прав человека; при этом особо подчеркивается необходимость защиты прав этнических меньшинств (см.”Меньшинство этническое “).
Историческим опытом апробированы два типа стратегии в таком развитии Н.П. Один из них, именуемый обычно “патернализмом “, состоит в том, что государство само определяет потребности, направления и характер социального и культурного развития этнических групп и в соответствии с этим разрабатывает и реализует программы их развития в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, занятости, использования природных ресурсов и т.п. В качестве примеров такого патернализма может служить политика федеральных властей США и Канады в отношении аборигенных народов своих стран в XIX-XX вв. (приблизительно до 1970-х годов), а также политика СССР в отношении аборигенных народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, воспринятая и властями Российской Федерации. При этом варианте сами народы, не имея достаточных возможностей для реализации самостоятельного развития, выступают преимущественно в качестве объектов воздействия Н.П. На деле патернализм обычно не решает проблем развития этнических групп, а скорее усложняет их.
В современном мире доминирует другой тип Н.П., когда государство стремится создать условия для полноценного самостоятельного развития всех этнических групп и лишь в случае необходимости оказывает некоторым из них специальную помощь. Такой тип Н.П. основывается на понимании этнического развития как естественно-исторического процесса, недопущения деформирующего влияния на него политических, надстроечных институтов власти, на принципах полного самоопределения граждан.
Особую проблему составляет Н.П. в области государственного устройства. В новое время, когда в результате борьбы против феодализма происходило становление буржуазных отношений и связанного с ними гражданского общества, последнее облекалось обычно в форму национальной государственности с опорой на тот или иной этнический компонент. Так складывалось большинство ныне существующих национальных государств (см. “Нация ).
Эпоха становления национальных государств завершилась с обретением независимости колониальными странами в первые десятилетия после второй мировой войны, а страны Европы, Северной Америки и некоторых других регионов мира прошли ее еще раньше - преимущественно в XYIII-XIX вв. Для современного периода характерна своего рода “деэтнизация” государства, т.е. уменьшения роли этничности в построении государственности и, соответственно, возрастание роли общечеловеческих и общегражданских начал. Это облегчается тем, что сама идея нации, служившая в свое время идеологической основой консолидации общества и продолжающая выполнять эту роль, изначально и по своей природе связана прежде всего не столько с этничностью и приоритетом этнических интересов, сколько именно с общегражданским началом.
В большинстве стран мира осуществлен административно-территориальный принцип государственного устройства, когда субъекты федерации (если это федеративное государство) и иные территории (департаменты, провинции, кантоны, коммуны и т.п.) не несут особого этнического смысла, а этнические группы не имеют государственно-правового статуса. В некоторых странах мира, напр., в Испании, существуют автономии, при создании которых учитывался как языково-культурный состав населения, так и региональный принцип. Этнические (языково-культурные) потребности в таких случаях удовлетворяются гл.обр. путем учреждений национально-культурных автономий (см.), школы, клубы и т.д. - функционирующих при соответствующих общинах (землячествах).
Международное право и мировая практика предусматривают наделение особыми правами и особым статусом только те народы, которые ведут “аборигенный” или племенной образ жизни”. Это обусловлено необходимостью защиты природных ресурсов, культуры и общественного устройства отставших в своем развитии этносов от жесткого воздействия индустриальной цивилизации.
Иначе были устроены такие государства, как СССР и СФРЮ, в которых на основе национального самоопределения возникли или были созданы национально-территориальные автономии, рассматриваемые как формы государственности конкретных этносов. Эта система, именуемая в социалистической литературе “социалистическим федерализмом”, в отличие от “буржуазного”, в основном территориального федерализма, основывается на этническом понимании нации и представлении о том, что национальный вопрос (см.), включая развитие этнических культур, должен решаться через этническую государственность. Именно такое Н.П. и прежде всего - создание союзных и автономных советских республик, внутри которых соответствующие “статусные” нации и люди, принадлежавшие к ним, получили ряд привилегий для своего развития по сравнению с иноэтничным населением, считалось своего рода стержнем советской национальной политики (см. “Национально-государственное строительство ). Однако такой подход по существу ставит этнографические права выше индивидуальных прав человека, этничность выше равноправного гражданства. В рамках системы “социалистического федерализма”, предусматривающего структурирование общества по этническому признаку, полное осуществление принципов демократии и гражданского общества встречается с непреодолимыми трудностями.
Научно-обоснованная концепция Н.П. на ближайшие годы и дальнюю перспективу в Российской Федерации находится в стадии разработки.
ЛИТ.: В.И.Ленин о национальном вопросе и национальной политике (Сб.). М., 1989.
Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. М., 1972.
Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигма, теория и практика//
История СССР. 1990, N 1.
Чешко С.В. Идеология распада. М., 1993 (ртпр.)
В.И.Козлов, С.В.Чешко
Смысл и содержание Н.П. (в первом из отмеченных выше значений) состоят в выработке его этнической, расовой, культурной и языковой неоднородности, разнообразия объективных потребностей и выражающих их интересов различных этнических (расовых) групп, необходимости регулирования отношений между этими группами, а также между ними и государством.
Социальная направленность внутренней политики государства определяется исторической эпохой с соответствующим ей характером социальных отношений и социальной структуры общества, доминирующей идеологией, обусловливающими цели Н.П., влияние на нее интересов тех или иных групп общества. Соответственно могут различаться и объекты воздействия Н.П. В доиндустриальных обществах, в которых социальный статус и права индивида жестко обусловливались его включенностью в те или иные социальные структуры, государственная власть прежде всего регулировала свои отношения с институциированными социальными группами (община, сословия, касты и т.п.), а также их взаимоотношения между собой. В новое и новейшее время, с преодолением сословных границ и по мере построения гражданского общества, происходила переориентация политики государства на осуществление равноправия всех граждан общества.
В современных экономически развитых странах превалирует парадигма первостепенного значения индивидуальных прав человека, при обеспечении которых обеспечивается и равноправие всех социальных слоев, этнических и расовых групп. Это, однако, не исключает необходимости выработки социальных государственных программ в отношении отдельных групп населения: с целью поддержки малоимущих, обеспечения специфичеких интересов меньшинств. Для полиэтничных стран остаются актуальными задачи Н.П. Особенно это касается тех обществ, которые находятся в состоянии кризиса или трансформации, поскольку социально-экономические проблемы в таких условиях неизбежно переходят в сферу межэтнических отношений. Кроме того - даже при относительно благополучных обстоятельствах - приходится считаться с нередко весьма острой негативной реакцией этничности на характерные для современности процессы стандартизации условий и образа жизни, аккультурации и ассимиляции этнических меньшинств.
Соответственно целям государства в национальном вопросе Н.П. может заключаться в стремлении либо к этнической гомогенизации общества путем стимулирования ассимиляции (см.) этнических меньшинств, их изгнания или истребления (см. “Геноцид”), при ограничении контактов этнических (расовых) групп (см. “Сегрегация”); либо - в социальной интеграции общества при обеспечении возможностей сохранения этнического плюрализма и этнического (языково-культурного) развития. Последний вариант в настоящее время является по-существу нормативным для большинства идеологических и политических концепций, а также для международного права, которое осуждает колониализм (см.), все виды угнетения по этническому и расовому признакам (см. “Национализм , “Расизм “), признает за всеми без исключения этническими группами права на существование и развитие, относя его к числу фундаментальных прав человека; при этом особо подчеркивается необходимость защиты прав этнических меньшинств (см.”Меньшинство этническое “).
Историческим опытом апробированы два типа стратегии в таком развитии Н.П. Один из них, именуемый обычно “патернализмом “, состоит в том, что государство само определяет потребности, направления и характер социального и культурного развития этнических групп и в соответствии с этим разрабатывает и реализует программы их развития в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, занятости, использования природных ресурсов и т.п. В качестве примеров такого патернализма может служить политика федеральных властей США и Канады в отношении аборигенных народов своих стран в XIX-XX вв. (приблизительно до 1970-х годов), а также политика СССР в отношении аборигенных народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, воспринятая и властями Российской Федерации. При этом варианте сами народы, не имея достаточных возможностей для реализации самостоятельного развития, выступают преимущественно в качестве объектов воздействия Н.П. На деле патернализм обычно не решает проблем развития этнических групп, а скорее усложняет их.
В современном мире доминирует другой тип Н.П., когда государство стремится создать условия для полноценного самостоятельного развития всех этнических групп и лишь в случае необходимости оказывает некоторым из них специальную помощь. Такой тип Н.П. основывается на понимании этнического развития как естественно-исторического процесса, недопущения деформирующего влияния на него политических, надстроечных институтов власти, на принципах полного самоопределения граждан.
Особую проблему составляет Н.П. в области государственного устройства. В новое время, когда в результате борьбы против феодализма происходило становление буржуазных отношений и связанного с ними гражданского общества, последнее облекалось обычно в форму национальной государственности с опорой на тот или иной этнический компонент. Так складывалось большинство ныне существующих национальных государств (см. “Нация ).
Эпоха становления национальных государств завершилась с обретением независимости колониальными странами в первые десятилетия после второй мировой войны, а страны Европы, Северной Америки и некоторых других регионов мира прошли ее еще раньше - преимущественно в XYIII-XIX вв. Для современного периода характерна своего рода “деэтнизация” государства, т.е. уменьшения роли этничности в построении государственности и, соответственно, возрастание роли общечеловеческих и общегражданских начал. Это облегчается тем, что сама идея нации, служившая в свое время идеологической основой консолидации общества и продолжающая выполнять эту роль, изначально и по своей природе связана прежде всего не столько с этничностью и приоритетом этнических интересов, сколько именно с общегражданским началом.
В большинстве стран мира осуществлен административно-территориальный принцип государственного устройства, когда субъекты федерации (если это федеративное государство) и иные территории (департаменты, провинции, кантоны, коммуны и т.п.) не несут особого этнического смысла, а этнические группы не имеют государственно-правового статуса. В некоторых странах мира, напр., в Испании, существуют автономии, при создании которых учитывался как языково-культурный состав населения, так и региональный принцип. Этнические (языково-культурные) потребности в таких случаях удовлетворяются гл.обр. путем учреждений национально-культурных автономий (см.), школы, клубы и т.д. - функционирующих при соответствующих общинах (землячествах).
Международное право и мировая практика предусматривают наделение особыми правами и особым статусом только те народы, которые ведут “аборигенный” или племенной образ жизни”. Это обусловлено необходимостью защиты природных ресурсов, культуры и общественного устройства отставших в своем развитии этносов от жесткого воздействия индустриальной цивилизации.
Иначе были устроены такие государства, как СССР и СФРЮ, в которых на основе национального самоопределения возникли или были созданы национально-территориальные автономии, рассматриваемые как формы государственности конкретных этносов. Эта система, именуемая в социалистической литературе “социалистическим федерализмом”, в отличие от “буржуазного”, в основном территориального федерализма, основывается на этническом понимании нации и представлении о том, что национальный вопрос (см.), включая развитие этнических культур, должен решаться через этническую государственность. Именно такое Н.П. и прежде всего - создание союзных и автономных советских республик, внутри которых соответствующие “статусные” нации и люди, принадлежавшие к ним, получили ряд привилегий для своего развития по сравнению с иноэтничным населением, считалось своего рода стержнем советской национальной политики (см. “Национально-государственное строительство ). Однако такой подход по существу ставит этнографические права выше индивидуальных прав человека, этничность выше равноправного гражданства. В рамках системы “социалистического федерализма”, предусматривающего структурирование общества по этническому признаку, полное осуществление принципов демократии и гражданского общества встречается с непреодолимыми трудностями.
Научно-обоснованная концепция Н.П. на ближайшие годы и дальнюю перспективу в Российской Федерации находится в стадии разработки.
ЛИТ.: В.И.Ленин о национальном вопросе и национальной политике (Сб.). М., 1989.
Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. М., 1972.
Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигма, теория и практика//
История СССР. 1990, N 1.
Чешко С.В. Идеология распада. М., 1993 (ртпр.)
В.И.Козлов, С.В.Чешко
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов