важнейшее направление государственной социальной политики в сфере занятости, призванное обеспечить реализацию конституционных прав граждан на свободное использование способностей и выбор узаконенных видов трудовой деятельности — по найму, индивидуальной, предпринимательской, кооперативной или иной.
Конвенция МОТ №122 (1964 г.) провозглашает цель, к которой должны стремиться гос-ва, — полная, продуктивная и свободно избранная занятость. Цель П. з. — разрешить противоречие между интересами наемных работников и предпринимателей в той мере, в какой экономически активное население может быть обеспечено трудом в сложившихся социально-экономич. условиях, в условиях более или менее динамичного несоответствия численности и качества рабочих мест и нуждающегося в них населения. По закону «О занятости» гос-во признало человека собственником своей способности к труду и, не неся ответственности за обеспечение полной занятости, обязалось осуществлять материальную {пособия по безработице) и соц. (проф. переобучение, трудоустройство) поддержку безработных.
В совр. условиях П. з. выходит за рамки чисто экономич. понятия, приобретая институциальный контекст соц. защиты через формирование проф. потенциала, развитие качества рабочей силы, активизацию возможностей и адекватных стратегий поведения. Отказ от гос. патернализма способствует предотвращению соц. иждивенчества безработных. Реализуя П. з., органы законодательной и исполнительной власти согласовывают различные направления социально-экономич. политики (финансово-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической, соц., демографич., миграционной) с регулированием занятости и рынка труда путем трудоустройства и соц. поддержки безработных. П. з., согласно совр. международным стандартам, призвана обеспечивать стабильную и эффективную занятость экономически активного населения в соответствии с развитием экономики, способствовать сокращению избыточной занятости, сохранять нормальный уровень безработицы и не допускать его превышения, предотвращать массовые увольнения работающих, осуществлять экономич. поддержку занятости населения и соц. защиту безработных, содействовать их трудоустройству, обеспечивать профориентацию молодежи, проф. обучение и переподготовку по овладению новыми профессиями в соответствии с меняющимся спросом на рабочую силу.
Гос. регулирование занятости направлено на различные группы населения; преобладающее внимание уделяется молодежи, женщинам, социально уязвимым группам, безработным и тем со-циально-профессиональным группам, которым грозит потеря ра бочего места. Первоочередными являются меры, направленные на содействие занятости в отраслях и районах с повышенным риском массовой безработицы. В программах содействия занятости, а также в экономич. программах предлагаются пути и методы поддержки маргинальных групп, снижения потребности в рабочих местах у групп, подверженных риску безработицы; повышения гибкости рынка труда, развития разнообразных видов и форм занятости и альтернативных режимов труда; стимулирования безработных к занятию предпринимательством; поддержания спроса на рабочую силу (субсидирование занятости из гос. бюджета) и т. д. Согласно специальным программам ведется компенсация потери рабочих мест в условиях приватизации предприятий и отраслей народного хоз-ва, поддерживается миграция безработных в регионы с высокой потребностью в рабочей силе и т. п.
В мировой экономике сложилось несколько моделей рыночного хоз-ва, в соответствии с которыми осуществляется П. з. Шведская модель полной занятости отвечает сильной нац. политике при безработице не более 3 проц. Она предусматривает соответствующую фискальную политику, политику унификации ставок заработной платы, активную политику на рынке труда — поддержку отраслей предпочтительного развития. Это не допускает больших темпов роста инфляции и конкурентного повышения заработной платы; труд одинаковой квалификации в любой отрасли, на любом предприятии имеет равную оплату. Для минимизации безработицы создаются рабочие места, ведется переобучение и перераспределение работников. Для устройства на постоянную работу инвалидов правительство выделяет субсидии, полностью покрывающие издержки на зарплату. Однако шведская социал-демократическая модель соц. политики вызвала экономич. кризис. В 1992 г. уровень безработицы приблизился к 10 проц.
Амер. модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности населения. Система занятости настраивает самого работника на активный поиск работы, ему предоставляется информация о конъюнктуре на динамичном рынке труда. В результате 40 проц. безработных находят работу в течение месяца. Сокращение издержек на рабочую силу широко практикуется за счет увольнения работников, перемещения внутри предприятия или между предприятиями одной фирмы. Рабочая сила является высокомобильной и в профессиональном, и в географическом плане. Около 10 проц. работников меняют профессии в течение года, поэтому в США относительно высокий уровень безработицы. В ряды безработных попадают в основном неквалифицированные или малоквалифицированные рабочие, существует нехватка квалифицированной рабочей силы.
Японской модели свойствен низкий уровень безработицы, который сохраняется на основе принципа повышения зарплаты с выслугой лет в данной «кейрецу» (фирме), организации профсоюзов на предприятиях (а не в отраслях), высокого уровня перемещений рабочей силы внутри фирмы. Работодатели предоставляют работникам достаточно широкие гарантии против увольнения. Усиливается тенденция недопущения в произ-во малоэффективных работников.
Российская П. з. не сформировалась как определенная стратегия. Многое будет зависеть от расстановки политических сил в ближайшие десятилетия.
Лит.: Кузьмин С. А. Занятость: стратегии России. — М.: Эдиториал УРСС, 2001; Прокопов Ф. Главная альтернатива безработице // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3; Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. Раздел 1. Общие понятия рынков и конкуренции. — М.: ГУ ВШЭ, 2003; Семенов А. Приоритеты политики занятости в России // Проблемы теории и практики управления. 1998. 3; Смирнов C. H., Гарсия-Исер М. X. и др. Очерки государственной политики занятости.— М., 1999.
Составлено редакцией на основе статей Н. Ю. Федорова, В. Н. Ярской