совокупность методологических принципов, методических процедур и техник, направленных на экспликацию структур жизненного мира участников процессов управления и самоуправления.
В. Дильтей, противопоставляя науки о природе наукам о духе, считал, что понимание социальных событий возможно через истолкование их внутренних значений и смыслов. Основой этого он считал сходство душевного мира разных людей, сходство психических структур. Г. Зиммель, преодолевая психологизм Дильтея, считал, что пониманию доступны лишь такие представления и эмоции, которые присущи многим, т.е. являются типическими. Ещё более радикально связывал понимание с типизацией действия М. Вебер. Идеальный тип показывает, каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер. Условием понимания является вовлечённость в практическое действие, во взаимодействие. По Дж. Миду, условием коммуникации и понимания является создание людьми общезначимых символов. Благодаря одинаковым символам языка, мы способны поставить себя на место другого, принять роль другого. Роли здесь - не раз и навсегда закрепленные образцы, а ситуативно конструируемые в ситуации взаимодействия. Г. Блумер добавляет к этому, что, в силу изменчивости социальных ситуаций, их определение представляет собой непрерывную интерпретацию. Не правила сами по себе создают и поддерживают совместную жизнь людей, а люди конструируют эти правила. Когнитивные процедуры производства знания и определение ситуации в феноменологической социологии (А. Шюц) и этнометодологии (Г. Гарфинкель) стали предметом специального анализа. А. Шюц выделяет следующие когнитивные процедуры понимания: аппрезентация, типизация, проектирование. Аппрезентация - ассоциативный перенос смысла одного предмета – на другой, узнавание по аналогии. Аппрезентация конституирует (создаёт, устанавливает) сообщество людей одного восприятия – группу единомышленников. Восприятие – больше, чем отражение, восприятие – всегда одновременно конструкция и конституция. Типизации – социально признанные способы упорядочивания знаний, возникающие в гомогенном сообществе, типовые варианты восприятия, описания и интерпретации предметов и ситуаций. Они позволяют всем членам сообщества построить интерсубъективный жизненный мир и, в конечном счёте, – понимать друг друга. Проектирование есть механизм предвосхищающего понимания. Понять действие – значит приписать ему типичные мотивы «потому-что» и «для-того- чтобы» (А. Шюц). Мотив «потому-что» детерминирован биографической ситуацией. Мотив «для-того-чтобы» детерминирован актуальной практической целью. Получается, что действия человека в настоящем детерминированы будущем, точнее, представлениями о нём. Зная их, мы лучше понимаем человека. Таким образом, способами понимания смысла действия являются: расшифровка жестуальных действий путём мысленного их повторения и сопереживания; аналогия наблюдаемых действий с собственным жизненным опытом, экстраполяция знания одной ситуации на другую; создание гипотетической проективной модели, с последующей проверкой методом идеального эксперимента – вживания в роль посредством воображения. Значительная часть высказываний понятна только в специфическом контексте, в котором они используется. Неопределенность и некоторая неточность языка выступает, по мнению Г. Гарфинкеля, приемом, обеспечивающим понимание. Отсутствие единого «точного смысла» слов облегчает коммуникацию, давая возможность каждому «вписаться» в творящуюся «здесь и сейчас» социальную реальность. Условием эффективного управления является понимание той реальности, в которой живут разные люди и сообщества, а также знание механизмов конструирования интерсубъективной реальности. По мнению Г. Бенвенисте, связь между теорией планирования и феноменологией заключается в том, что последняя подчеркивает необходимость понимания ценностей и принципов, лежащих в основе стратегии индивидуальных и групповых действий, и помогает найти решения, которые имеют шанс на реализацию. Процедурными правилами МП являются: включённое наблюдение, с целью принятия системы релевантностей той группы, которая изучается; беседа, с целью выявления неявных оснований картины мира и фоновых ожиданий, а так же исследование повседневных речевых структур и воплощенного в них «фонового знания», которое является основой для интерпретации действий и событий, триангуляция – уточнение значений, которые придают информанты предметам с другими участниками исследуемой ситуации. См. также: Моделирование социальное. Социология знаний. Феноменологический подход. Ситуация социальная.
Лит.: Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. М., 2005; Кравченко Е.И. Теория социального действия: от М. Вебера к феноменологам // Социол. журнал, 2001, № 3; Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003; Пирогов С.В. Феноменологическая социология и урбанистика // Вестник Томск. гос. ун- та. Сер. Философия. Культурология. Филология, 2004, № 282. С.В. Пирогов