ПОППЕР КАРЛ РЭЙМУНД (1902–1994)
ПОППЕР КАРЛ РЭЙМУНД (1902–1994)
Британский философ, логик и социолог. Его общественным идеалом выступало “открытое общество”, власть разума, справедливость, свобода, равенство и предотвращение международных преступлений. По мнению П., “закрытые общества” (тоталитарные государства) характеризуются верой в существование магических табу, в отличие от “открытого общества”, в рамках которого люди (в значительной степени) научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. Подчеркивал, что только лишь учета общественного мнения недостаточно для конституирования общества в “открытое”: общественное мнение нередко ошибочно, необучаемо и подвержено манипулированию. Согласно П., любые доктрины “общественной избранности” возникают как специфическая реакция на тот или иной вид угнетения: доктрина избранности еврейского народа, теория господствующей арийской расы Ж. Гобино явились ответом аристократа-эмигранта на изгнание французской революцией “агрессивных тевтонцев”, пророчества К. Маркса о всемирно-историческом торжестве пролетариата появились в период наиболее жестокой эксплуатации рабочего класса в середине ХХ в. С точки зрения П., тезис К. Маркса о том, что классовое сознание рабочих (основанное на единстве и солидарности) может быть аккумулировано и сохранено после окончания классовой борьбы и с необходимостью должно и способно пережить породившие его условия и силы, не согласуется как с диалектикой самого Маркса, так и с его теорией о том, что классовое сознание рабочих является отражением тяжелых общественных условий их существования. То, что человек являлся рабочим, не есть гарантия того, что он всегда будет помнить о солидарности угнетенных и не будет стремиться к эксплуатации. Пророчества и предсказания К. Маркса о необходимости и неизбежности пришествия социализма явились, по П., результатом “мышления, основанного на субъективных желаниях, вере в мистический коллективизм и иррациональной реакции на ход развития цивилизации”. Глобальные теории общественного развития вкупе с социальными пророчествами могут обернуться катастрофой. Недопустимо формулировать утопичную социальную цель и затем подыскивать рациональные средства для ее достижения.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.