ПОРНОГРАФИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Порнография
сексуально откровенный материал, призванный вызывать сексуальное возбуждение.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ПОРНОГРАФИЯ
вульгарно-натуралистическое изображение полового акта различными средствами, имеющее единственной целью сексуальное возбуждение и обращающееся к инстинктивно-инструментальным аспектам сексуального поведения.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

порнография
1) по Г. Маркузе – «репрессивная десублимация», «развытеснение вытесненного» в сфере секса; 2) по Ж. Бодрийяру – симулякр секса, выраженный в «фаллодизайне» и «дизайне наготы» как своего рода виртуальной реальности в виде «эффекта истины» секса. - Литература: Маркузе Г. Эрос и цивилизация: философское исследование Фрейда. Киев, 1995; Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000; Baudrillard, J. Seduction. N.Y.: St. Martin’s Press, 1990.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ПОРНОГРАФИЯ
pornography) - эротические, иногда явно откровенные либо грубые сексуальные изображения, вызывающие социальное порицание на том основании, что они оскорбляют, принижают либо эксплуатируют женщин или молодежь. Еще одним критерием иногда является отсутствие литературного или художественного вкуса. Согласно одной из точек зрения, порнография обеспечивает возможности сексуальному выходу. В ней все еще преобладают мужские представления о желании (см. также Извращен-чества). Отношение к порнографии сложно, особенно потому, что она существует и для женщин.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Порнография
pornography), изображение или описание сексуальных действий в печатных изданиях, фильмах или изобразительном иск-ве, вызывающее не столько эстетические, сколько эротические чувства. Нек-рые виды порнографической продукции могут классифицироваться как непристойность, стремление развратить или растлить молодежь, хотя довольно трудно определить степень воздействия П. Стандарты на протяжении времени меняются, так что произв., к-рые ранее считались П., ныне таковой не являются (напр., роман Любовник леди Чаттерлей Д.Г. Лоуренса, 1928). Во всех странах мира поразному определяют П. и существуют разные способы контроля за публикацией и продажей порнографических видов продукции, к-рые могут разделяться на мягкую П., вызывающую неопасный уровень возбуждения, и жесткую П. (садистское насилие против женщин, скотоложство и педофилия). Те, кто приводят доводы против запрещения П., апеллируют к свободе слова; они утверждают, что попытки определить, что является или не является П., могут привести к ужесточению цензуры. Согласно этич. и религ, соображениям П. развращает личность, подрывает супружеские взаимоотношения и ухудшает моральный климат об-ва, часто способствует росту насилия и сексуальных преступлений. Возражения против П. всецело поддерживают феминистские орг-ции, к-рые считают, что мягкая П. унижает достоинство женщин (дискриминация по половому признаку), а жесткая оправдывает насилие против женщин, т.к. изображает их добровольными жертвами. Однако существование взаимосвязи между П., насилием и сексуальными преступлениями постоянно вызывает горячие споры.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПОРНОГРАФИЯ
греч. pornos - развратник, grapho - пишу) - понятие, посредством которого может обозначаться духовно-виртуально-практический феномен, выступающий итогом трансформации публичных сексуальных контактов - из сферы сугубо личного выбора индивидов, партнерских пар и малых социальных групп - в подчеркнуто рыночно ориентированный "производственный" процесс непосредственного осуществления половых актов. П. сводима к предельно наглядной и жесткой объективации процедур обретения людьми психофизиологических состояний экстаза и оргазма.
Происхождение термина "П." традиционно относимо к заглавию книги Ретиф де ла Бретонна "Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции" - Франция, 18 в. (Последующая экспликация термина "П." осознанно выносится за рамки практики репрессивно ориентированных правоохранительных органов, структур "полиции нравов", а также за рамки диапазона индивидуальных эстетико-поведенческих предпочтений.) В социальной философии, социологии, социальной психологии и сексологии второй половины 20 ст. возникновение П. традиционно связывается с сексуальным раскрепощением значительной массы населения Западной Европы и Северной Америки по мере осуществления сексуальной революции (процессом "развытеснения вытесненного" - Маркузе, Сексуальная революция). В ходе последней - свойственная этим регионам традиция эпатирующей культуры непристойности оказалась замещена П., открывающей тело и его наслаждения с целью продуцирования оппозиции подавленному желанию, которое оказалось избыточно порабощено нравственным законом (согласно Маркузе, "репрессивная десублимация" или мистическое "развытеснение" осуществилось столь же тотально, сколь и триумф вытеснения).
В отличие от "совращения" (самого по себе и того, что его вызывает), под которым, в частности, Бодрийар предлагал понимать "манящую, искушающую, соблазнительную прелесть вещей", П. в действительности своей аналогична производству - репертуары продуцирования наслаждения акцентированно технологичны и жестко актуализируются. В рамках понимания смысла производства как процесса насильственного "очеловечивания", "овещнения" компонентов природы, изначально принадлежащих к "внечеловеческому" строю материальных объектов, очевидна суть П.: в отличие от соблазна, искушения, изымающих "нечто" из строя зримого и очевидного (не может быть соблазна без тайны либо ее симуляции), - производство и П. трансформируют любой объект, шифр либо мыслеобраз с целью достижения последними степени прозрачности анатомической реконструкции. П. элиминирует "соблазн" из системы культурных ценностей: бесконечная и "сверхнаглядная" аккумуляция знаков секса в произведениях жанра П. одновременно знаменует конец и самому сексу. Добавляя дополнительное измерение пространству секса, добиваясь неисоизмеримо более концентрированного восприятия его, П. делает изображение секса более реальным, чем собственное его существование. В контексте понимания философии постмодернизма (Бодрийар) произведения в жанре П. выступают тем самым не только как "сверхобозначение", но и как симулякр, "эффект истины", скрывающий тот факт, что истины (секса) уже нет. В отличие от традиционалистской непристойности, дезавуирующей собственный предмет отображения (непристойность фундирована намеком, ее потребители никогда не видят, как именно функционирует наш пол), П. благодаря анатомической пристальности упраздняет дистанцию человеческого взгляда, замещая ее мгновенным и обостренным изображением - "строем сверхреференции, сверхистины, сверхточности" (Бодрийар). (Согласно Бодрийару, правомерна параллель: как ретроспективное обеспечение квадрофонического звука для классической музыки искусственно "достраивает" прежнюю реальность, ибо такой музыки никогда не существовало, ее так никто никогда не слушал, ее не сочиняли, чтобы так слушать, так и П. - это "квадрофония" секса: галлюцинация детали, микроскопическая истина пола, "крупный план" клеточных и даже уже "молекулярных" структур, "оргия реализма". П. полагает "фаллодизайн" и "дизайн наготы" как самодостаточные ценности.)
П., по мысли Бодрийара, - это тотальный триумф именно непристойного тела вплоть до полного стирания человеческого лица: у актеров порнокино, как правило, лица "отсутствуют" - функциональная нагота оставляет место лишь для зрелищности самого секса. Данные функциональные и органические характеристики П. делают неразрешимым окончательное разрешение вопроса о всеобъемлющей цензуре над ней, либо о ее "хорошо темперированном" вытеснении: П. является непосредственным естественным продолжением как человеческого реального в его норме, так и воплощением предельно бредовых иллюзий людей во всем мыслимом спектре их патологий.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Порнография как отчуждение сексуальности в современной социокультурной реальности

Греков Максим Александрович
Анализируется феномен порнографии как симуляции сексуальной деятельности индивидов в условиях современного информационного общества.
Читать PDF
0.00 байт

Иллюстративный фактор в разграничении понятий «Эротика» и «Порнография»

Михайлова М.В., Шишкина С.Г.
В статье рассматривается различие понятий «эротика» и «порнография». Утверждается, что визуальные образцы играют важную роль в классификации определений.
Читать PDF
0.00 байт

Порнография, непристойность и аргументы в пользу цензуры

Ирвинг Кристол
Читать PDF
0.00 байт

ПОРНОГРАФИЯ, ПОРНУХА И ПОРНО: МЫСЛИ О ПОЛЕ, ЗАРОСШЕМ СОРНЯКАМИ

Уильямс Линда
Академические исследования порнографии — молодая область научного знания, легитимность которого еще не до конца осмыслена самими исследователями, работающими в данной сфере.
Читать PDF
0.00 байт

Эротическая биовласть путинизма: от гламура до порнографии

Мартинез Франсиско
Работа над этим эссе оказалась длительным процессом, в ходе которого некоторые части текста были переписаны и обновлены. Благодаря терпению и рекомендациям редакторов была создана финальная версия эссе.

Похожие термины:

  • Детская порнография

    (child pornography) — любое изображение ребенка, какими бы то ни было средствами, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка
  • Участие ребенка в мероприятиях порнографического характера

    Преступления, связанные с участием ребенка в мероприятиях порнографического характера, включают следующие преднамеренные деяния и виды деятельности: a) привлечение ребенка к участию в мероприят