post modernity and post modernism) - взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн - это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а постмодернизм - теории (включая новые движения в архитектуре и искусстве, а также социальные концепции, в частности, постструктурализм), объясняющие замену модерна (и модернизм) постмодерном. Определяемый по-разному, с различными аспектами общего явления, подчеркнутыми различными теоретиками, "постмодерн" характеризуется следующими особенностями: мир "прилива, отлива и фрагментации", без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в "научную" рациональность и унитарную теорию прогресса; замена эмпирических теорий изображения и истины; усиление акцента на важности подсознательных, свободно плавающих знаках и образах; множественностью точек зрения. Его теории анализируют явление и одновременно способствуют ему.
Ассоциируемые также с идеей "постиндустриальной эры" (ср. Постиндустриальное общество) теоретики (Бодрияр (1983) и Лио-тард (1984) ставят в центр переход от "производственного" к "воспроизводственному социальному порядку", в котором подражание и модели - в более широком значении знаки - все более лишают мир различия между видимостью и "реальностью". Лиотард считает отличительной чертой замену любой великой доктрины более локальными "оценками" действительности. Бодрияр говорит о "триумфе знаковой культуры". При выявлении новой характерной для постмодернизма ориентации, по сравнению с изображениями модерна как эры или определенного периода, появление постмодерна часто представляется как "настроение" или "расположение духа" (см. Фитерстоун, 1988). Если модернизм в качестве движения в литературе и искусстве отличается реакцией на акцентировании представления, то постмодернизм ведет это движение на следующую стадию. Другую его особенность некоторые теоретики видят в том, что границы между "высшей" и "низшей" культурами имеют тенденцию разрушаться, например, в кино, джазе и рок-музыке (см. Лаш, 1990). Согласно многим теоретикам, постмодернистские культурные движения, которые часто перекликаются с новыми политическими и социальными тенденциями в современном обществе, особенно тесно переплетаются с возрастающим значением новых классовых фракций, например, "экспрессивных профессий" внутри класса сферы услуг (см. Лаш и Урри, 1987).
Утверждая, что социология постмодерна - с ее опровержением "истины" - противоречива в терминах, Бауман в "Признаках постмодерна" (1992) доказывал, что социология постмодернизма - важная задача для социологии. Другим критиком является Антони Гид-денс (см. также Радикализованный модерн), предпочитающий термины "высокий модерн" или "поздний модерн". Для него "проблемы, поднятые постмодерном, более интересны, чем предложенные постмодернизмом".
Тем не менее постмодернистские социология и философия поднимают серьезные проблемы, открытые для дискурсивной оценки, даже если их опровержения "истины" иногда кажутся парадоксальными или противоречащими самим себе (см. Сэмп, 1993). Быть может, существуют две стороны постмодернизма, с которыми следует разобраться: "обнадеживающая" - совместимая с "рациональностью продолжения" и прогрессом (хотя и в радикально измененных формах), и "менее обнадеживающая" - без надежды избежать отклонений и беспорядка. Первая противопоставляется догматическим версиям рациональности и вызывает уважение за различные традиции по мере увеличения возможностей индивидуальной самореализации и творческого потенциала; вторая способна поддерживать потенциал релятивизма и нетерпимости. См. также Формы жизни; Децентрированное "Я" (или субъект); Несоизмеримость; Структурализм; Деконструкция; Дезорганизованный капитализм.