ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
англ. post- positivism; нем. Postpositivismus. Ряд современных философских и со-циол. концепций (критический рационализм, научный реализм и др.), возникших в 50-70-х гг. XX в. в процессе критики неопозитивизма. Общими для них являются утверждение невозможности проведения жесткой линии разграничения между метафизикой и наукой, специфического компонента для соц. исследования познавательного процесса, признание определяющей роли в познании теоретического уровня знания.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
(постэмпиризм) в социологии — направление в бурж. социологии, возникшее под влиянием постпозитивистской философии науки, включающей в себя весьма разнородные концепции — критический рационализм (Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд), историческое направление (Кун, Дж. Холтон), научный реализм (Р. Арре) и др. В работах, посвященных проблематике социального познания и претендующих на создание постпозитивистской методологии, можно выделить несколько течений. Первое из них не имеет четко очерченных граней, общим для его представителей выступает антипозитивистская направленность, стремление пересмотреть основополагающие принципы позитивистской социальной науки путем комбинации отдельных положений критического рационализма, философской герменевтики, экзистенциализма и др. [4]. Второе направление, получившее распространение гл. обр. в Англии, основывается на положениях реалистической философии науки. Его представители (Р. Кит, Р. Бхеннер, Т. Бентон и др.), заимствуя отдельные идеи исторического материализма, стремятся выработать концепцию «социального реализмаэ, продолжающую традиции натуралистической методологии и стремящуюся наряду с этим преодолеть крайности позитивизма социологического и понимающей социологии [1]. Представители третьей т. зр., отождествляя постэмпиризм с любой формой критики логического позитивизма, подчеркивают преемственность между ними. Они ставят своей целью расширить методологическую платформу классического позитивизма и выработать более гибкую стратегию формирования теоретического знания [2]. Из числа постпозитивистских концепций зап. философии науки, оказавших прямое воздействие на бурж. социологию, заслуживает упоминания теория Куна.
Сформулированное им понятие парадигмы породило бурные дискуссии по фундаментальным проблемам социального познания. Многообразие и разобщенность различ. концепций постпозитивистской философии и социальной науки не позволяют говорить о существовании единой методологической концепции, но тем не менее можно выделить две наиболее общие ее характеристики. Во-первых, это реабилитация «метафизики», признание важной роли филос. допущений в социальном исследовании, против чего решительно протестует традиционный позитивизм. С признанием роли филос. и мировоззренческих идей связано и стремление сторонников П. включить ценностные суждения в кач-ве специфического для социального исследования компонента познавательного процесса. Во-вторых, новая методологическая ориентация целиком воспринимает постпозитивистский тезис о кач. своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в познании. Этому положению отводится ключевая роль в методологии П., поскольку оно дает возможность признать научный статус традиционного типа социол. анализа, к к-рому классический позитивизм относится пренебрежительно. Интерес к П. зап. обществоведов может быть объяснен тем обстоятельством, что его методология позволяет учесть ряд специфических сторон социального познания, игнорировавшихся традиционным социол. позитивизмом. Вместе с тем следует иметь в виду присущие постпозитивистской философии науки слабости и недостатки, к-рые присутствуют также и в базирующихся на ней концепциях социального познания. К их числу можно отнести релятивистскую трактовку научного знания, отрицание объективной истины, субъективизацию процесса познания, отсутствие общепринятой модели исследовательского процесса и единых требований к формированию теории. Методология П. получает опред. признание прежде всего в сфере теоретической социологии, где она используется в русле «стабилизационных» тенденций, имеющих своей целью преодоление теоретического плюрализма и создание единой логики научного знания, способной стать основой интеграции различ. исследовательских ориентации [3].
Сформулированное им понятие парадигмы породило бурные дискуссии по фундаментальным проблемам социального познания. Многообразие и разобщенность различ. концепций постпозитивистской философии и социальной науки не позволяют говорить о существовании единой методологической концепции, но тем не менее можно выделить две наиболее общие ее характеристики. Во-первых, это реабилитация «метафизики», признание важной роли филос. допущений в социальном исследовании, против чего решительно протестует традиционный позитивизм. С признанием роли филос. и мировоззренческих идей связано и стремление сторонников П. включить ценностные суждения в кач-ве специфического для социального исследования компонента познавательного процесса. Во-вторых, новая методологическая ориентация целиком воспринимает постпозитивистский тезис о кач. своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в познании. Этому положению отводится ключевая роль в методологии П., поскольку оно дает возможность признать научный статус традиционного типа социол. анализа, к к-рому классический позитивизм относится пренебрежительно. Интерес к П. зап. обществоведов может быть объяснен тем обстоятельством, что его методология позволяет учесть ряд специфических сторон социального познания, игнорировавшихся традиционным социол. позитивизмом. Вместе с тем следует иметь в виду присущие постпозитивистской философии науки слабости и недостатки, к-рые присутствуют также и в базирующихся на ней концепциях социального познания. К их числу можно отнести релятивистскую трактовку научного знания, отрицание объективной истины, субъективизацию процесса познания, отсутствие общепринятой модели исследовательского процесса и единых требований к формированию теории. Методология П. получает опред. признание прежде всего в сфере теоретической социологии, где она используется в русле «стабилизационных» тенденций, имеющих своей целью преодоление теоретического плюрализма и создание единой логики научного знания, способной стать основой интеграции различ. исследовательских ориентации [3].