ПОТЛАЧ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПОТЛАЧ

potlatch) - ритуализированная церемония обмена подарками и утверждение таким путем социального положения и престижа. Встречается у различных народов северо-западного побережья Северной Америки. В крайней форме потлатч предполагает публичное уничтожение большого количества товаров, что запретили европейские колонизаторы. См. также Обмен подарками и презентные отношения; Круг кула.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Потлач
potlatch), ритуальный праздник северо-западных индейцев. Гл. его частью является раздача богатыми членами племени подарков своим соплеменникам и гостям; зачастую они т.о. стремятся получить опред. статус или пост в племени. Обычно хозяин ценных вещей раздает или уничтожает их, а те, кто получают подарки, соревнуются с ним в этом занятии. Обе стороны пытаются превзойти друг друга в щедрости. Приход европейцев в 19 в. в регион и связанные с этим перемены в местной экономике повлекли за собой изменения самого П. Огромное кол-во европ. товаров, таких, напр., как одеяла, было не просто выброшено, но публично уничтожено, чтобы вынудить соперника совершить ответный жест.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

потлач
в культуре американских индейцев – ритуальное празднество собранного урожая с символическим обменом подарками, а также уничтожением значительного количества материальных ценностей, амбивалентная функция которого является демонстрация социального продвижения, соревнования и создание, закрепление определенного порядка ценностей: дарение и разрушение являются своего рода символическим «доказательством» статусного производства. Функции П., умершего ритуала, в современном обществе выполняют демонстративное потребление и демонстративная расточительность. Представители постмодернизма, в частности, Ж. Бодрийяр, также обращаются к данным социальным практикам, чтобы показать принципиальное отличие природы современного символического обмена от того, который существовал в примитивных, традиционных обществах. П., как и круг кула, способствовал воспроизводству социальных практик, в то время как современный символический обмен кладет конец социальному. - Литература: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.