Потребность ложная
Потребность ложная
Потреба хибна (помилкова). False need. Потребность, не согласованная с непосредственной естественной необходимостью, удовлетворение которой основано не на прямой эффективности или полезности предмета потребления, а на ориентации на рекламные образцы, престижное или расточительное потребление. В западной социологии понятие П. л. сначала нашло широкое распространение, а потом интенсивно критиковалось. Основным аргументом критики был, например, такой: если рекламируется хлопчатобумажное белье, то что является показателем потребности в таком белье? Т. е., не является ли такая потребность ложной? Однако такой аргумент упрощенный. Не потребность в таком белье является ложной, а способ ориентации потребителя и характер удовлетворения потребности в белье вообще. При такой ориентации потребитель пользуется навязанным образцом, что является показателем подверженности его как индивида внешним манипуляциям. См. также Имитаторы моды, Культура высокая и Престижное потребление.