совокупность сведений, которая должна быть охвачена официальной статистикой, в силу необходимости соответствующих данных для реализации информационных целей различных групп потребителей информации. Объем и структура П.с.и., удовлетворяемой за счет статистической деятельности, изменялась на различных этапах развития статистики. В любых условиях в центре первоочередного внимания официальной статистики находилась и находится потребность государства в показателях экономической статистики. Эта потребность удовлетворяется путем наблюдения за экономическими процессами и явлениями (произ-во, цены, затраты, имущество и т.д.). Результат предоставления информации о свойствах совокупностей экономических агентов или элементов экономического оборота – формирование гос. политики в сфере обеспечения общих условий экономического порядка и ее отдельных областей – таких, как монетарная, фискальная, социальная политика и пр. В системе рыночной экономики сосуществуют частная и гос. инициативы в области принятия экономических решений. В экономической политике, где существует взаимопроникновение отдельных политических областей, имеет место определенное разделение власти не только между гос. инстанциями. Осн. часть ответственности за финансовую, валютно-денежную, социальную политику (в т.ч. за социальное страхование), а также за политику в области доходов, в особенности, в отношении партнеров по тарифным соглашениям, несут различные орг-ции. Не существует центральной управленческой инстанции и не допускается прямое вмешательство в решения предпринимателей. Поэтому в компетенцию официальной статистики не входит контролирующая функция на пр-тиях (кроме ведомственной банковской статистики), и экономическая статистика не подменяет бухгалтерский или оперативный учет. Официальная статистика не является монополистом в процессе удовлетворения информационных потребностей государства и общества. В значительной степени она зависит от добровольного сотрудничества респондентов, входящих в круг обследования.
Официальная и неофициальная статистика существуют рядом друг с другом, и дополняют друг друга. Система обследований официальной статистикой сектора малых и средних пр-тий имеет существенные ограничения по охвату единиц. Данные официальной статистики дополняют данные Глобального мониторинга предпринимательства, т.е. статистики альтернативной (см. рис. 1).
img width="582" height="420" src="/upload/content/1582184185_22.files/image002.jpg"
Экономические агенты рыночного сектора находятся в состоянии конкуренции и поэтому заинтересованы в сохранении коммерческой тайны. В этих условиях обязательность предоставления информации существенно снижает доверие к статистике, т.к. рыночные экономические агенты могут оказаться одновременно и респондентами, и потребителями информации. Круг респондентов стал значительно более многообразным и комплексным, и что большое значение приобретают гарантия сохранения конфиденциальности данных, укрепление доверия к статистике и стремление сделать статистические обследования приемлемыми и доступными для общественности. При переходе к рынку многие индивиды ожидали, что в рыночной экономике нагрузка статистическая наконец, уменьшится, и были удивлены, когда произошло, скорее обратное. При этом не только статистика, но и гос. управление оказались намного более сложными и комплексными, чем они это себе представляли. Ввиду особенностей совр. экономической системы, данные о ценах, доходах, объеме денежной массы и т.п., а также индикаторы междунар. связей и междунар. сопоставления, имеют особенно большое значение. Органы гос. управления и общество в рыночной экономике не являются единым целым, и частные интересы претворяются в жизнь также и вне государства, напр.р, через партии, ассоциации, церкви, культурные учреждения, средства массовой информации и т.д. Экономическая статистика призвана служить не только гос., но и частным и общественным интересам, и перед официальной статистикой стоит задача предоставлять соответствующие данные в этой области. Система «социальной рыночной экономики» тоже не свободна от гос. вмешательства – происходит ли это в целях стабилизации конъюнктуры или для реализации идеи «социального государства», или же по другим причинам. Существуют гораздо более широкие междунар. связи и, благодаря совр. технике, более интенсивные информационные потоки и большие мощности по обработке информации. В результате создается потребность в информации, которая не только шире по объему, но и тематически более многообразна; которая обеспечивает базу как для большего числа сводных макроэкономических расчетов и перекрестных данных, так и для получения более дифференцированных структурных данных, и которая должна быть обеспечена с помощью рациональной системы сбора данных, призванной не только предоставлять как можно больше содержательной информации, но осуществлять это, не вызывая значительных затрат ресурсов, приемлемыми для респондентов методами. Осн. противоречие развивающегося процесса состоит в том, что П.с.и. постоянно возрастает (и в детализированной информации, и в обобщенных данных о макроэкономических показателях), а готовность предоставлять информацию одновременно снижается. Почти во всех странах с рыночной экономикой сталкиваются с большими проблемами в связи с отказами от ответов, жалобами на высокую статистическую нагрузку и с осторожностью в отношении защиты конфиденциальности предоставляемых сведений. На основе классификации потребителей статистической информации по целям получения статистических данных трудно однозначно определить потребность в данных, т.к. невозможно определить их точное количество. Практически все категории потребителей информации заинтересованы в получении макроданных экономической статистики. Поэтому осн. цель обобщающего статистического описания хоз-ва состоит в отражении экономического кругооборота. Причем макростатистическая модель всегда соответствует тем теоретическим концепциям и принципам, на которых базируется экономическая система. В условиях рыночной экономики статистика должна обеспечить удовлетворение потребностей экономической системы в информации о достижении общеэкономических целей, которые должны быть охарактеризованы с помощью глобальных макроэкономических показателей, или агрегатов. Для адекватного выбора варианта политики в области экономического порядка возникает необходимость построения системы соответствующих агрегатов, которые могут быть использованы в качестве целевых или контрольных индикаторов. Органы гос. управления могут выбрать в качестве стратегического направления политику экономического роста, политику стабилизации или социальную политику (в широком смысле). При очевидной возможности сочетания этих направлений социально-экономического развития каждое из них имеет свои особенности с точки зрения потребности в информации.
Политика экономического роста – стратегическая линия на увеличение производственных мощностей за счет роста объема капитала, численности и квалификации трудовых ресурсов, технического и технологического прогресса. Для оценки эффективности политики экономического роста служит показатель производственного потенциала. Компоненты производственного потенциала могут быть оценены на базе информации, получаемой статистикой национального богатства и статистикой рынка труда, а также счетов и табл. системы национальных счетов (СНС) (в первую очередь – счета операций с капиталом). Политика стабилизации, или конъюнктурная политика помимо оценки производственного потенциала Y* требует информации о совокупном спросе Y. Он возникает в результате образования и использования доходов от производственной деятельности, т.е. благодаря соединению в процессе произ-ва труда, капитала, земли и предпринимательской деятельности. Компоненты совокупного спроса в рос. статистике оцениваются на базе расчета использования национального продукта по направлениям и по секторам экономики. Для оценки величины производственного потенциала и совокупного спроса требуется информация о величине произведенного, распределенного и использованного ВВП (в номинальной и реальной оценке), его структуре и динамике, а также о наличии, состоянии, движении и эффективности использования факторов произ-ва в динамическом и терр. разрезе. Под колебаниями конъюнктуры понимают изменения в интенсивности использования производственного потенциала:
img width="116" height="50" src="/upload/content/1582184185_22.files/image003.jpg"
Снижение показателя отдачи производственных мощностей на макроэкономическом уровне свидетельствует о недоиспользовании факторов произ-ва, ослаблении конъюнктуры, т.е. о депрессии. И наоборот, превышение показателем 100 % барьера сигнализирует о перегрузке производственных мощностей, перегреве экономики и угрозе инфляционного скачка. Поэтому анализ темпов прироста этого показателя позволяет получать опережающие индикаторы конъюнктуры рынка. В связи с применением теории глобального управления Дж.-М. Кейнса (Demand Management) и антициклических мероприятий типа Stop and Go резко возрастает потребность в индикаторах «магического четырехугольника»: адекватный экономический рост, полная занятость, стабильные цены и внешнеэкономическое равновесие. Эти показатели предоставляют органы официальной статистики: размер безработицы, индексы цен, агрегаты платежного баланса и СНС (ВВП, чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД), валовой национальный располагаемый доход (ВНРД), ВНП, и др.). Социальная политика (в широком смысле) состоит в распределении и перераспределении доходов и в социальном обеспечении. Нормальная социально ориентированная экономика компромисс между индивидуальной ответственностью, с одной стороны, и принципом всеобщего социального обеспечения и солидарности, с другой. Поэтому социальная политика (в широком смысле) нуждается в информационной поддержке в смысле описания экономических процессов с помощью обобщающих макроэкономических показателей СНС для выбора стратегии развития. Кроме того, социальное страхование (как часть сектора общего гос. управления) опирается на принцип эквивалентности выплаченных взносов и полученных пособий, и в связи с этим возрастает информационная роль секторальных счетов СНС. Прочие специфические интересы связаны с настолько детализированной информацией, что не могут финансироваться из бюджетных ресурсов. Напр., экономические ассоциации часто стремятся иметь очень подробные и специальные группировки по видам товаров и отраслям, которые не могут быть им предоставлены. Тем не менее, общая тенденция развития и совершенствования статистической службы в последние годы связана с удовлетворением когнитивных потребностей науки и частных лиц в микроданных. П.с.и. можно рассматривать и в разрезе тематических блоков, выделив социальную сферу, экономическую сферу и прочие (когнитивные, этические, политические и общекультурные) потребности (см. схему 1).
img width="487" height="691" src="/upload/content/1582184185_22.files/image004.jpg"
В соответствии с тематикой удовлетворяемых информационных потребностей обычно выделяют и отрасли статистической науки и практики. Это свидетельствует о приоритетном характере качественной природы предмета исследования для организации статистической науки и статистической деятельности. См. также Статистики место в учетной системе.
ПОТРЕБНОСТЬ СТРАНЫ ИНФОРМАЦИОННАЯ
ПОТРЕБНОСТЬ СТРАНЫ ИНФОРМАЦИОННАЯ
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.