группа синдромальных форм врожденных аномалий вследствие мутации гена или хромосомной аберрации, объединенные одним общим признаком – особенностью поведения и умственной отсталостью. В эту группу включаются также состояния неясного генеза, но с характерными поведенческими реакциями – аутизмом (см. Аутизм), синдромом Ретта (см. Синдром Ретта). Дети имеют узнаваемый внешний вид, для них характерно полевое поведение, поэтому их необходимо распознавать и выделять из недифференцированных форм умственной отсталости для предупреждения повторных семейных случаев. Многие формы поведенческих феноменов имеют общий поведенческий признак – гиперактивность с дефицитом внимания (см. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания), который может также быть самостоятельным синдромом и не сопровождаться умственной отсталостью. Как правило, если ребенок без уважительных причин (постнатальное повреждение мозга, сенсорный дефицит, педагогическая запущенность) не способен усваивать сложные навыки и у него преобладают стереотипные формы поведения и особые вычурные движения, то следует подумать о нарушении его психического развития (см. Задержка психического развития).
Детям, имеющим подобные поведенческие фенотипы, необходимы специальные методики и индивидуальный образовательный план. Существует лишь несколько синдромов с нарушением развития (в частности, с дефицитом внимания и гиперактивностью), при которых познавательный потенциал можно улучшить, применяя медицинские средства. Реабилитация должна быть направлена на социальную и коммуникативную адаптацию ребенка. С этой целью проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, олигофренопедагогом, сурдологом. В прошлом людей с психическими нарушениями было принято изолировать от общества и применять к ним физические, часто очень жестокие, методы ограничения их свободы. Как правило, это были специализированные детские учреждения и специализированные психоневрологические интернаты. Сейчас существует другая тенденция – ребенок с нарушением когнитивных функций должен жить в обществе людей, по мере своих способностей зарабатывать себе на хлеб, а не находиться на пожизненном иждивении. Во многих странах приняты законы и разработаны государственные программы, дающие психически больным людям чувствовать себя полноправными членами общества. Дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, ограниченными физическими возможностями могут посещать занятия в общеобразовательных школах. Считается, что для здоровых детей тоже полезно знать о существовании детей с ограниченными умственными возможностями. Кроме того, больные с умственной отсталостью тщательнее, чем здоровые люди, выполняют работу, связанную со стереотипными движениями.