Поведение девиантное
Девиантное поведение
поведение, отклоняющееся от социальных норм.
Девиантное поведение
отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
Источник: Краткий словарь по социологии
Девиантное поведение
отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение их.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
негативные формы поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от норм морали, права и т.д.
Девиантное поведение
Девіантна поведінка. Deviant behavior. Поведение, которое значительно отличается от приемлемых для общества норм и ценностей.
Поведение девиантное (отклоняющееся)
поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
или девиация - негативные формы поведения, проявление нравственных пороков, отклонения от норм правовых и морали, форма нравственного зла, с которым ведётся борьба посредством социальных санкций.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Поведение девиантное
совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы - моральные, правовые и др., и приводят в конечном счете к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1) В широком смысле под Д.п. понимаются поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям, а также социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным, цивилизованным или же фактически (исторически) сложившимся в обществе нормам и ожиданиям. (2) В узком смысле Д.п. – отклоняющееся (от правовых, нравственных норм) поведение. Основные виды Д.п.: преступное, непреступно противоправное, аморальное. Преступность как наиболее общественно опасный вид Д. п. изучается преимущественно криминологией.
Девиантное поведение
1) система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм; 2) социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально- приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т. д.). Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые «наклеивается ярлык» девиантных.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
от позднелат.deviatio -отклонение). Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивом поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное,патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей. Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы: агрессия, аутоагрессия (суицидальное поведение), злоупотребление веществами, нарушение пищевого поведения, аномалии сексуального поведения, сверхценные психологические увлечения (фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и тд.), сверхценные психопатологические «увлечения («философская интоксикация», сутяжничество), характерологические реакции, коммуникативные девиации, безнравственное и аморальное поведение, неэстетическое поведение.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
Девиантное поведение
(deviant behavior) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
Поведение девиантное
от позднелат. deviatio - отклонение) - несоответствие человеческих поступков, признаваемых обществом или его группами, нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, ценностям (Я. Гилинский, А. Коэн). Девиантное поведение включает также социально одобряемые отклонения, относящиеся к различного вида творчеству. Иная позиция у криминологов, относящих к девиантному преступное или аморальное, противоречащее правовым или нравственным нормам поведение, возникающее в результате асоциального развития личности. По мнению Р. Мертона (1910-2003), американская модель успеха имеет латентную функцию стать причиной девиантного поведения. Существуют достаточно конкретные указания в отношении социально применяемых средств достижения успеха (получить профессиональное образование, много работать, беречь деньги, вести добродетельную жизнь). Однако низшие слои общества имеют гораздо меньше возможностей реализовать свои амбиции, они осознают, что не способны достичь их законными средствами. Это противоречие порождает у многих людей состояние беспомощности, или аномии. Отклонения, как и нормы, не имеют абсолютного характера и различны в разных регионах и в разные периоды времени. Например, убийство из кровной мести не рассматривается в Чечне как преступление, а употребление алкоголя в ряде мусульманских стран, даже не для мусульман, а туристов, считается серьезным преступлением. В России до 1917 г. существовали такие преступления, как покушение на самоубийство, богохульство, зато впоследствии уголовно преследовались спекуляция, валютные операции и частнопредпринимательская деятельность. Одна из разновидностей девиантного поведения - поведение делинквентное (от лат. deliquens - совершающий проступок) - различные нарушения правовых и социальных норм, начиная с небольших проступков и кончая серьезными преступлениями, совершаемые несовершеннолетними [18, 78].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(от лат. deviatio — отклонение) — отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Под Д.п. понимается отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Д.п. имеет различные масштабы и может рассматриваться на различных уровнях. Рассматривая поведение девиантов, необходимо сказать, что их поведение есть сумма поступков, запрещаемых нормами права, нравственности, правилами общежития. Факторы, влияющие на Д.п.: индивидуальные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические. Виды Д.п.: первичное — первые (начальные) отклонения от нормы поведения, но позволяющие сделать вывод о девиантности индивида; вторичное — поступки, совершаемые каким-либо лицом в ответ на то, что это лицо уже заранее классифицировали как девианта; намеренное — нарушение норм поведения из сознательного расчета в течение значительного периода времени; субструктурное — поведение, с помощью которого человек отклоняется от норм поведения окружающего общества путем подчинения себя нормам субкультуры. Общие черты Д.п. заключаются в их историческом происхождении, причинах существования и в социальных последствиях для общества.
К основным типам Д.п. в современных условиях можно отнести преступность (делинквентность), алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждый тип Д.п. имеет свою специфику. Средой проявления Д.п. являются: улица, семья, трудовой (учебный) коллектив, соседские отношения и т.п. Провоцировать (стимулировать) Д.п. могут социально-экономические условия, семейно-бытовые отношения, потребности, социально-культурное окружение и, конечно, межличностные отношения и общение людей друг с другом.
В механизме возникновения и развития девиантного поведения определяющую роль играют; 1) родители, братья и сестры, ближайшие родственники, имеющие влияние на формирование личности; 2) социализация, система внутрисемейных отношений, тип воспитания и истинное отношение родителей или одного из них к растущему ребенку; 3) социально-экономический статус, измеряемый уровнем образования родителей, доходами семьи и ее материальным стандартом; 4) структура семьи — наименее существенный из приведенных факторов.
Наиболее известны работы и теории отечественных ученых, изучающих различные стороны Д.п: проституцию (Я.И. Гилинский, С.И. Голод, Л.Л. Габнани и др.); пьянство и алкоголизм (В.М. Бехтерев, Н.И. Григорьев, Ф.А. Шереги и др.); токсикоманию подростков (В.С. Битенский, А.Е. Лично, Б.Г. Хершевский и др.); самоубийства (Я.И. Гилинский, Л.Г. Смольский, В.С. Овчинский и др.); с позиции криминологии и уголовно-правового воздействия (В.Н. Кудрявцев, В.М. Кочин, А.М. Яковлев и др.); проблемы социологии Д.п. как социального явления (В. Афанасьев, Я.И. Гилинский и др.); механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке (Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев и др.).
Примерные мероприятия по профилактике Д.п. закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, Указе Президента РФ от 06.09.1993 № 1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”, Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и др.
О.Г. Прохорова
Лит.: Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М.: ГИЦ “ВЛАДОС”, 2001; Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: ИЦ “Академия”, 2008; Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: ИЦ “Академия”, 2002; Погосян Л.А., Бондаренко С.В., Черноус В.В. Профилактика девиантного поведения молодежи: Монография. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ, 2003; Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Акад. Проект, 2005.
Под Д.п. понимается отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Д.п. имеет различные масштабы и может рассматриваться на различных уровнях. Рассматривая поведение девиантов, необходимо сказать, что их поведение есть сумма поступков, запрещаемых нормами права, нравственности, правилами общежития. Факторы, влияющие на Д.п.: индивидуальные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические. Виды Д.п.: первичное — первые (начальные) отклонения от нормы поведения, но позволяющие сделать вывод о девиантности индивида; вторичное — поступки, совершаемые каким-либо лицом в ответ на то, что это лицо уже заранее классифицировали как девианта; намеренное — нарушение норм поведения из сознательного расчета в течение значительного периода времени; субструктурное — поведение, с помощью которого человек отклоняется от норм поведения окружающего общества путем подчинения себя нормам субкультуры. Общие черты Д.п. заключаются в их историческом происхождении, причинах существования и в социальных последствиях для общества.
К основным типам Д.п. в современных условиях можно отнести преступность (делинквентность), алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждый тип Д.п. имеет свою специфику. Средой проявления Д.п. являются: улица, семья, трудовой (учебный) коллектив, соседские отношения и т.п. Провоцировать (стимулировать) Д.п. могут социально-экономические условия, семейно-бытовые отношения, потребности, социально-культурное окружение и, конечно, межличностные отношения и общение людей друг с другом.
В механизме возникновения и развития девиантного поведения определяющую роль играют; 1) родители, братья и сестры, ближайшие родственники, имеющие влияние на формирование личности; 2) социализация, система внутрисемейных отношений, тип воспитания и истинное отношение родителей или одного из них к растущему ребенку; 3) социально-экономический статус, измеряемый уровнем образования родителей, доходами семьи и ее материальным стандартом; 4) структура семьи — наименее существенный из приведенных факторов.
Наиболее известны работы и теории отечественных ученых, изучающих различные стороны Д.п: проституцию (Я.И. Гилинский, С.И. Голод, Л.Л. Габнани и др.); пьянство и алкоголизм (В.М. Бехтерев, Н.И. Григорьев, Ф.А. Шереги и др.); токсикоманию подростков (В.С. Битенский, А.Е. Лично, Б.Г. Хершевский и др.); самоубийства (Я.И. Гилинский, Л.Г. Смольский, В.С. Овчинский и др.); с позиции криминологии и уголовно-правового воздействия (В.Н. Кудрявцев, В.М. Кочин, А.М. Яковлев и др.); проблемы социологии Д.п. как социального явления (В. Афанасьев, Я.И. Гилинский и др.); механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке (Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев и др.).
Примерные мероприятия по профилактике Д.п. закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, Указе Президента РФ от 06.09.1993 № 1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”, Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и др.
О.Г. Прохорова
Лит.: Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М.: ГИЦ “ВЛАДОС”, 2001; Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: ИЦ “Академия”, 2008; Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: ИЦ “Академия”, 2002; Погосян Л.А., Бондаренко С.В., Черноус В.В. Профилактика девиантного поведения молодежи: Монография. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ, 2003; Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Акад. Проект, 2005.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
( фр. - behaviour, deviant) поведение, отклоняющееся от принятого социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте поведения. Различают множество различных видов девиантного поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Та часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые “наклеивается ярлык” девиантных. У истоков развития понятия «девиантное (отклоняющееся) поведение» стоял французский ученый Э.Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились». Американский социолог Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (в работе «Социальная структура и аномия»), проанализировал, каким образом, «социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению». Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями». Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Представитель феноменологической социологии Д.Уолш, утверждает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус», то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Еще одно направление в изучении девиации представляет австрийский теоретик психологии личности В. Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Выделяют следующие виды отклоняющегося поведения: Культурное и психическое поведение - культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Первичная и вторичная девиация. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса – фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, “наклеивает ярлык” девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения. Социальные науки изучают девиантное поведение в связи с механизмами социализации. Девиация в поведении является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из “нормальных” ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и “девиантная карьера”, которые ведут к социальной изоляции, еще более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности (девиантного поведения).
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности резко расходятся в трех важных областях. Исторически криминология сосредоточивалась прежде всего на нарушении правовых норм, тогда как в исследованиях девиантности используется гораздо более широкое определение девиантности как всякого социально осуждаемого (proscribed) отклонения от «нормальности». Таким образом, множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том случае, если поведение не является в строгом смысле слова незаконным. Очевидными примерами такого поведения являются сквернословие, принадлежность к «дурной компании», привычка не следовать договоренностям и злоупотребление спиртным. Таким образом, социология девиантности по сравнению с традиционной криминологией считает предметом своего исследования гораздо более широкую и разнородную категорию поведения. Она также склонна включать в свой предмет любое поведение, которое определяется обществом как «девиантное». Исследования девиантности охватывают множество самых различных видов поведения (от употребления наркотиков до футбольного хулиганства и колдовства), на которое «наклеивается ярлык» девиантного. Второе отличие заключается в том, что традиционная криминология сосредоточивалась на причинах преступления, которые, по мнению криминологов, находились как бы «внутри» отдельного преступника, тогда как социология девиантности утверждает, что по крайней мере некоторые типы преступного поведения являются результатом осуществления социального контроля над подчиненными или маргинальными социальными группами. Как это ни парадоксально, но непреднамеренным следствием осуществления закона может быть усиление девиантности в обществе. Теория девиантности сосредоточивается, в частности, на роли господствующих в обществе стереотипов и применяемой в отношении преступников стигмы в создании девиантных карьер. В-третьих, криминологии не свойственно проведение аналитического различия между существованием преступности в обществе, преступной личностью (или характером) и преступным действием: казалось, что если объяснить, почему существуют преступники, это означает объяснить и существование преступности в обществе. Социология девиантности исходит из положения о том, что вопрос о девиантности в обществе и вопрос о превращении в девианта должны считаться аналитически различными. Криминологическое определение преступления просто как нарушения правовых норм порождает множество различных проблем. Правовые определения подвержены изменению (по решению судей или в связи с изменениями в законодательстве), так что «преступление» — это нестабильное, изменчивое явление. С другой стороны, представление о том, что девиантность есть любое отклонение от общепринятых нормативных стандартов, предполагает, что в обществе существует или должен существовать некоторый нормативный консенсус. Альтернативный взгляд заключается в том, что современное индустриальное общество не обладает каким-либо культурным единством или ценностным консенсусом, а, напротив, отличается широким плюрализмом в ценностях и нормах. В таком случае между «нормальностью» и «девиантностью» невозможно провести четкое различие. Со схожими трудностями сталкивается подход к «девиантности» как к поведению, на которое наклеивается ярлык девиантного, поскольку он предполагает, что социальная реакция на отклонение является вполне определенной, недвусмысленной и обычно достаточной для того, чтобы наложить стигму девиантности на нарушителя. Иными словами, такой подход также предполагает существование некоторой формы ценностного консенсуса. Обычно считается, что принятие девиантной идентичности связано с успешным процессом стигматизации, социальной изоляцией, членством в девиантной субкультуре и усвоением девиантной роли. С этой точки зрения, девиант является продуктом определенных социальных процессов, «изгоняющих» индивидов из «нормальных» ролей и групп, заставляющих их принять девиантное самоопределение и ограничивающих их доступ к обычным ролям и видам деятельности. Первичное отклонение — первоначальное нарушение социальных норм — и возникающая социальная изоляция ведут ко вторичному отклонению. Например, если человек осужден за сексуальное преступление, такое, как гомосексуальные действия в отношении детей, то это может резко ограничить круг «нормальных» сексуальных контактов, которые данный индивид мог бы иметь впоследствии. Изоляция от нормального сексуального взаимодействия может еще более увеличить вероятность повторных девиантных действий. Пытаясь справиться с социальной изоляцией и стигматизацией, девиант может найти поддержку в членстве в определенной девиантной субкультуре и, таким образом, принять роль, заключающуюся в постоянной девиантности. Различие между первичным и вторичным отклонением было предложено Э.Лемертом (Lemert, 1951 ; 1967) с тем, чтобы привлечь внимание к значению социальных реакций на девиантность. Индивиды, совершающие девиантные действия, обнаруживают, что им необходимо какимлибо образом справляться с негативными социальными реакциями, а этот процесс может привести их к такому переопределению своего «я», которое будет способствовать дальнейшему отклонению. В основании подобной модели находится идея карьеры. Девиантная карьера может рассматриваться как процесс развития, состоящий из определенных различимых стадий и приводящий в конечном счете к состоянию постоянной девиантности. Исход такого развития может быть неясен для индивида до самого конца, однако каждая отдельная стадия разворачивающейся карьерной прогрессии осознается как самим девиантом, так и другими людьми. В данном случае понятие карьеры используется в строгом смысле: существует традиционный и структурированный образец нарушения правил, при котором индивид со временем социализируется в качестве девианта. При менее строгом использовании данного понятия имеется в виду, что всякое отклонение может быть описано post factum как следующее некоему образцу. Если строгое использование этого понятия может помочь при анализе девиантных карьер, связанных с сексуальными преступлениями и наркотиками, то в случае с другими формами преступности, такими, как убийство, оно менее уместно. Понятие карьеры предполагает также, что девианты единообразно принимают внешние социальные «ярлыки» в качестве личных самоопределений. Следует отметить, что вопрос о конфликтах и противоречиях между социальными «ярлыками» и личными идентичностями, возникающих в процессе формирования девианта, остается неизученным. Тем не менее, ограничения, свойственные парадигме символического интеракционизма, указывают на необходимость создания теории девиантности, в рамках которой ключевым было бы понятие социального контроля. См. также: Беккер; Гофман; Девиантности усиление; Делинквентность; Делинквентный дрейф; Дифференцированной связи теория; Карьера; Моральные паники; «Наклеивания ярлыков» теория; Норма; Пристрастие; Символический интеракционизм; Социальные проблемы; Шайка. Лит.: Downes and Rock (1995)
Источник: Социологический словарь