ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Поведение социальное
тип поведения, так или иначе затрагивающий интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Поведение социальное
внешнее проявление деятельности, в которой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально- значимым объектам.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
англ. behavior, social; нем. Verhalten, soziales. Поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от соц.-экон. факторов и господствующих норм. См. ДЕЙСТВИЕ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Поведение социальное
совокупность внешне необходимых поступков и действий отдельных индивидов и групп, их определенная направленность и последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Социальное поведение
совокупность поступков лица или действующей группы, затрагивающих интересы других лиц или групп. В более узком значении термин обозначает совокупность действий, посредством которых индивид добивается реализации своих частных интересов.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
совокупность поступков индивида или социальной группы, затрагивающих интересы других индивидов или групп, а также совокупность действий, посредством которых индивид или социальная группа добиваются реализации своих целей в социальной среде.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Поведение социальное
совокупность реакции индивида на воздействия (стимулы) внешней среды [10.– С.371]. –внешнее проявление социальной деятельности, определяемое системой социальных норм и ценностей. В поведении отражается взаимодействие личности и социальной среды [21.– С.465].

Источник: Социология. Словарь.

Социальное поведение
1. Любое поведение индивида, имеющее социальные компоненты, т.е. поведение, на которое оказывает влияние присутствие, установки или действия других; или поведение, усваиваемое, прежде всего, в результате действия социальных факторов. 2. Более специальное значение – групповое поведение, или то поведение, которое происходит в группе или преимущественно определяется группой.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Поведение социальное
категория социального менеджмента, означающая внешнее выражение взаимодействия индивида или группы с социумом: характер и содержание отношений между социальными субъектами и природой (субъектно-объектные отношения), социальными субъектами между собой (субъектно- субъектные). Социальное поведение обусловлено трудовой деятельностью и взаимным общением субъектов. По мнению И.П. Павлова, ключом к пониманию поведения человека было учение о высшей нервной деятельности животных. Однако подлинное начало изучению социального поведения положили бихевиористы Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Ски- нер и др. Отечественными учеными Г.М. Андреевой, Б.Г. Ананьевым, И.С. Коном, Н.Ф. Наумовой, М.С. Качаном, С.С. Батениным, А.Н. Леонтьевым и др. социальное поведение интерпретируется как имеющее природные предпосылки, но в своей основе социально-общественное, типичной формой которого является труд, а атрибутом - общение. Своеобразие социального поведения субъекта определяется характером его взаимоотношений с группой, членом которой он является, групповыми нормами, ценностными ориентациями, ролевыми предписаниями. Анализом социального поведения занимались такие крупные эксперты в сфере социального менеджмента, как Р. Дарендорф, Р. Мер- тон, А. Маслоу, Э. Мэйо, Т. Парсонс, П. Сорокин и др. Так, для П. Сорокина социальное поведение каждого человека представляет собой непрерывный процесс взаимодействий на основе симпатий и антипатий, любви и ненависти, дружбы и вражды, сопровождающих его всюду, в любой сфере жизнедеятельности. Т. Парсонс считал, что поведение людей обусловлено системой взаимных ожиданий, детерминированных, в свою очередь, социальными нормами и культурными ценностями. Разновидностью социального поведения является поведение организационное [92, 102].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
внешняя форма проявления социальной деятельности индивидов, обусловленная внутренней мотивацией, затрагивающая интересы др. людей, коллективов и общества. Основными элементами П.с. выступают: намерения, потребности, мотивы, ожидания. П.с. является социально обусловленной, опосредованной языком и др. знаковыми системами деятельностью, атрибутом к-рой выступает общение, а формой - общественные отношения. Единицей П.с. является поступок как сознательный общественный акт, выражающий отношение индивида к др. людям и социально значимым объектам. Он устанавливает соответствие между социальными потребностями личности и сложившейся социальной ситуацией. Поступок имеет общественное значение, связан с социальными нормами и ценностями, отношениями, самооценкой и т. п. П.с. представляет собой целенаправленную последовательность поступков, преследующих реализацию существенных жизненных целей. Общая направленность поведения регулируется системой диспозиций личности, предопределяющей ее к тому или иному поведению в конкретных условиях. Множество типов социального поведения отражают различные способы проявления социальной деятельности индивидов, устанавливают сходство и различие поведения социальных субъектов. Они позволяют обобщить устойчивые сочетания свойств П.с., характерные для тех или иных групп людей. Выделяют следующие типы П. с.: анормальное поведение, характеризующееся отклонением (девиацией) от образцов и норм поведения, принятых в данной культуре; аморальное поведение, противоречащее принятым в данном обществе нравственным нормам; конформистское поведение, приспосабливающееся к данной социальной ситуации; поведение демографическое, отражающее воспроизводство, миграцию, мобильность населения; коллективное поведение, ориентированное на достижение социальной группой общих целей; массовое поведение, характеризующееся неорганизованной, во многом иррациональной деятельностью групп индивидов. Возможна типология П.с., рассматривающая деятельность людей в тех или иных социальных сферах. Так, выделяют поведение политическое, экономическое, юридическое и т. п.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
внешнее проявление деятельности, в к-рой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в к-рой реализуется внутреннее побуждение человека. В качестве механизмов саморегуляции П.с. личности выступают диспозиции личности, формирующиеся в рез-те взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды. Выделяются четыре уровня П.с. личности. Первый уровень - реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфич. и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Это поведенческие акты. Второй уровень образуют привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, как его целенаправленные акты. Действие - процесс, подчиненный представлению о том рез-те, к-рый должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Или, иначе, поступок - это действие, к-рое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как обществ. акт, как проявление субъекта, к-рое выражает отношение человека к др. людям. Поступок - социально значимая единица поведения, к-рая позволяет установить соответствие между ситуацией социальной (см.) и потребностью социальной (см.) субъекта. Третий уровень - целенаправленная последовательность поступков или соц. действий в той или иной сфере жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение к-рых обеспечивается системой поступков. Четвертый уровень - уровень реализации жизненных целей. Этот уровень поведения личности имеет для социологии первостепенное значение, т. к. связан с процессом реализации жизненно важной для индивида цели - превращения идеального в реальное. На всех четырех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций или даже конкретному диспозиционному образованию. Социология исследует все уровни П.с. личности и все уровни ее диспозиционной системы, т. е. установок. Однако наибольшее значение для социологии имеют третий и четвертый уровни поведения личности. См. также Концепция социального поведения. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976; Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. Г.В. Осипов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
совокупность теоретических представлений, определяющих понимание поведения социального (П. с.) как предмета исследования в рамках социологической ориентации и являющихся методологической основой конкретных социологических исследований. В широком смысле поведение – это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда оно непосредственно или опосредованно включено в общение с другими людьми, так или иначе затрагивает их интересы, находится в связи с их действиями и поступками, направлено на те или иные социальные институты, организации, общности. Динамика научных представлений о П. с. связана со сменой концепции детерминизма в науке. Механический детерминизм определял понимание поведения живых существ как автоматической реакции на получаемые извне раздражители. Органический детерминизм, сложившийся в эволюционном учении Ч. Дарвина, позволил раскрыть сложную структуру поведения и объяснить целесообразность реакций через формирование в высшей нервной деятельности животных системы безусловных и условных рефлексов (Сеченов, Павлов).
П. с. как системное единство психических и социальных компонентов, обеспечивающих направленность индивидуальных и коллективных усилий на получение полезного результата, выбор и корректировку целевых программ адекватного действия, раскрыла теория функциональных систем П. К. Анохина, используя категориальный аппарат системно-функционального детерминизма. П. с. тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно многократно опосредовано орудийной деятельностью, использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей ради достижения более отдаленных. Оно регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но также и социальными институтами и правовыми нормами, моралью и политикой. К фактам П. с. относятся внешние проявления социально-психологических процессов, связанные с состоянием, деятельностью и общением людей; действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный социальный смысл; поступки как еще более крупные акты, имеющие общественно-социальное значение, в которых проявляется нравственная установка человека и в которых он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, самому себе, социальной группе, обществу. Вместе с тем П. с. – это внешне наблюдаемая сторона деятельности, форма ее проявления; содержание же деятельности может быть понято лишь при глубоком проникновении в ее внутреннюю суть. Очевидно, чем богаче содержание человеческой деятельности, тем более органичной, адекватной ему становится форма проявления этой деятельности, выражающая себя в П. с. П. с., коль скоро оно затрагивает интересы других людей, коллективов, общества в целом, подлежит политической, социальной, нравственной, а иногда и правовой оценке в случае, если соответствующие действия нормируются законом. Общественная оценка и самооценка П. с. – решающие инструменты социального контроля и самоконтроля общей направленности П. с.
Лит.: Каган М. С. Человеческая деятельность. – М., 1974; Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л., 1979; Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. – М., 1988. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, социальных групп , социальных общностей или всего общества . В П. проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы, формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.
Социология исследует и интерпретирует П. прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Человек испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимым, уважаемым, справедливо оцениваемым и вознагражденным за свои поступки. В своем П. люди взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга и стремятся влиять на своих партнеров по общению.
Микросоциология ищет причины и устанавливает особенности человеческого П. во взаимодействии между личностью и другими людьми прежде всего в малых группах - семья , трудовой коллектив, группа сверстников и т.д. Макросоциология исследует П. главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей - этносов , наций , государств , социальных институтов и т.п. Однако в конкретном социальном контексте взаимодействия нередко сочетаются элементы обоих этих уровней социологического анализа П. Так, например, повседневное П. и взаимодействие между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья как специфическая социальная общность является социальным институтом, изучаемым на макроуровне, поскольку она связана с системой социальных взаимодействий между классами и слоями общества, с рынком рабочей силы, с системой социальной политики, с образованием, здравоохранением, культурой.
В рамках микросоциологического и психологического анализа П. наибольшую известность приобрел бихевиористский подход (наиболее крупные представители - Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер и др.). Его исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния П. (behaviour - П.) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на П. непредвиденных обстоятельств. Здесь широко используется понятие вероятности для описания связи между изучаемым П. и его предпосылками и последствиями. Считается, что П. базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Они таковы: 1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях; 2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и размышлении; 3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул - реакция.
Знание особенностей действия каждого звена этой трехкомпонентной структуры, считает Б. Скиннер, дает возможность сделать П. человека предсказуемым, поскольку именно эти звенья представляют собой социально-психологические механизмы влияния социального окружения на поведенческие акты. Именно такой подход, пишет он, дает возможность понять, что "личность ответственна за свое П. не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями". При таком подходе раскрывается решающая "избирательная роль окружения в оформлении и поддержании П. индивида, а это дает возможность смоделировать П. человека в определенных условиях, т.е. разработать и применить на практике технологию поведения".
В теоретической части бихевиористских исследований П. основное внимание сосредоточенно на признании того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, определяемые и контролируемые влиянием социального окружения, имеют приоритет над внутриличностными процессами - мыслями, чувствами и аффектами. Бихевиористы уделяют первоочередное внимание определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение желаемых результатов. Анализ сосредоточен на конкретных видах П. в реальной жизненной обстановке - в семье, в классе, вагоне метро, купе поезда и т.п. - и его функциях, органически связанных с факторами окружения, которые изучаются по изменениям, наблюдаемым до и после реализации действия. В своем прикладном спектре бихевиористские исследования зарекомендовали себя в разработке методик управления П. учеников в классе, совершенствования способностей индивидов, отстающих в развитии, а также в лечении приступов депрессии, тревожности, гнева и др. Бихевиористы считают, что символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий - являются существенными компонентами процесса социального обучения.
Большое внимание исследованию П.С. уделяется в социологической теории обмена, одним из основных авторов которой является американский социолог и социальный психолог Дж. Хоманс . Исходной единицей социологического анализа Хоманс считает "элементарное социальное П.", т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя, тремя и т.д. индивидами. Описывая социальное П. как универсальный обмен, он формулирует четыре принципа межиндивидуального взаимодействия. Первый из них гласит: чем чаще и больше вознаграждается определенный тип П., тем охотнее и чаще он повторяется индивидами - будь это в бизнесе, спорте или рыбной ловле. Согласно второму принципу, если вознаграждение за определенные типы П. зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия. В соответствии с третьим принципом, когда вознаграждение за определенное П. велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. И, наконец, четвертый принцип утверждает: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Таким образом, в хомансовской концепции П.С. и взаимодействие индивидов предстает как система обменов поведенческими актами, посредством которых "они санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого". Такая система действительно нередко реализуется во взаимодействиях людей друг с другом, в частности, в области бизнеса. Но в целом П. людей более многогранно, чем предполагает теория обмена. В области исследовательской деятельности, художественного творчества, в отношениях дружбы, любви и т.д. П. людей отнюдь не сводится к уравновешиванию затрат и вознаграждений, ибо все это и многое другое в человеческой жизни не имеет стоимостного характера, определяемого обменом товаров и услуг на другие товары и услуги.
Значительный вклад в социологическое изучение П. людей внесла теория символического взаимодействия, развитая главным образом в трудах американских социологов Ч. Кули и Дж. Мида .
Ч. Кули ввел в социологию различение первичных групп (сам этот термин был введен в социологию именно им) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, компания сверстников, соседство, местная община), считал он, являются основными социальными ячейками, в которых происходит формирование личности, ее социализация , а П. индивидов характеризуется тесными интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями. "Первичные группы, - отмечал он, - первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого постоянно рождаются эти последние". Кули предложил специфический термин "зеркальное Я", согласно которому в процессе П., особенно во взаимодействии с другими, люди смотрят на себя как бы со стороны, глазами другого человека, т.е. "смотрят на себя в зеркало". В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.
Дж. Мид продвинул предложенный Ч. Кули поведенческий анализ социального взаимодействия значительно дальше. Он отрицал, что П. людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание, и рассматривал человеческие поступки как П.С., основанное на коммуникации. По его утверждению, человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он разгадывает значение поступка другого человека прежде, чем ответить на него. Но чтобы сделать это, говорит Мид, необходимо поставить себя на место собеседника или партнера, "принять роль другого". Когда же мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, оценка, действие или предмет в нашем взаимодействии с другими людьми символизируют или выражают смысл другого действия, другого предмета или понятия. Поднятая рука может символизировать приветствие, просьбу остановить автомобиль или намерение нанести удар другому человеку. Только поняв значение данного жеста, его смысл, мы можем правильно на него реагировать: пожать руку другому человеку, остановить автомобиль, уклониться от удара или нанести ответный удар.
Итак, чтобы наше П. стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы. Исходя из этого, Мид выделил два основных компонента поведенческого взаимодействия у людей в процессе их социализации: ум (мнение) и Я-сам. Чтобы стать самими собой, т.е. социализироваться как личности, и научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, мы должны научиться понимать символы и уметь использовать символы в своем П. Через долгий опыт наблюдения за реакцией других на то, что мы делаем, мы получаем не только понятие о том, что мы собой представляем, но получаем умение поставить себя на место другого.
Мид отмечал, что пока дети не способны "принять роль другого", они не могут принять эффективного участия в большинстве игр. Чтобы научиться играть в мяч, например, в футболе, ребенок должен ставить себя "во все роли, участвующие в игре, и совершать свои действия в согласии с другими". Когда вы проходите мимо футбольного поля, где играют маленькие дети, обратите внимание, что они стараются толпиться вокруг мяча. Каждый ребенок стремится получить мяч и никто не хочет передать его другому или получить передачу. Детям необходимо время, чтобы научиться брать на себя роль другого - понять, что когда Том получит мяч, я приму передачу, а Джордж перебежит на другую сторону поля, и я передал ему мяч и т.д., что только в таком случае получится настоящая игра. Следовательно, каждый ребенок, участвующий в игре, должен знать, что собирается делать любой другой игрок, чтобы выполнить свою собственную роль. Он должен принять на себя все эти роли. Сама же игра организована так, чтобы "установки одного индивида вызвали соответствующие установки другого".
Согласно концепции Мида, мы развиваем себя и свое П. через взаимодействие с другими, но мы не превратимся в умелых во взаимодействии, пока не разовьем самих себя. От процесса взаимодействия друг с другом мы переходим к модели многократных взаимодействий с определенными группами людей. Благодаря этому каждый из нас приспосабливает свои поступки, свое П. к ожиданиям и действиям других людей в соответствии с их значениями для нас. Исходя из того, что П. человека во взаимодействии с другими людьми представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают посредством понимания символов намерения друг друга, один из учеников и последователей Дж. Мида - Г. Блумер назвал в 1969 рассматриваемую социологическую концепцию П. символическим интеракционизмом .
Серьезное внимание социологическому анализу П.С. уделяют П. Сорокин , Т. Парсонс , Р. Мертон , Р. Дарендорф и другие известные социологи. П. Сорокин, в частности сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим П. действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними идеями, художественными образами, волевыми импульсами и т.д. Нельзя себе представить повседневное П. людей, считал он, без взаимного обмена чувствами. П. каждого из нас представляет собой непрерывный процесс взаимодействия между нами и другими людьми на основе дружбы, любви, сострадания, вражды, ненависти и т.п. Без этого не бывает П. ни в коммерции, ни в хозяйственной, ни в научной, ни в благотворительной, ни в какой иной сфере деятельности.
Т. Парсонс исследовал П. людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой "системой взаимных ожиданий" в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. В результате социального взаимодействия, подчеркивал Парсонс, складывается специфическая структура "потребностных диспозиций деятеля (актора) и других, включенных в систему социального взаимодействия с ним". На П. человека оказывает формирующее взаимодействие не только система ожиданий его партнеров по взаимодействию, но и нормы, ценности культуры, господствующие в обществе. Именно "наиболее общие культурные образцы", выступающие в виде идей, идеалов, ценностей и т.п., придают, по утверждению Парсонса, согласованность нормам П., приписываемым ролевым статусам, точнее говоря, "типам ролей в социальной системе". Если принять во внимание этот принципиальный тезис, то станет ясно, почему Парсонс предпочитал термин "действие" термину "П.": ведь его как социального теоретика интересовали прежде всего "не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие этот образец".
Если же от этих типичных образцов перейти к более конкретному уровню социологического анализа, то в концепции Парсонса выделяются два основных компонента. Это, во-первых сами поведенческие акты, совершаемые человеком в определенной ситуации при взаимодействии с другими людьми, и, во-вторых, ситуационное окружение, в котором совершается П. и от которого оно зависит. Если говорить о первом из них, самыми существенными его сторонами являются биологический организм, выступающий в качестве биологических характеристик, составляющих видовое отличие homo sapiens, а также культурные системы, в которые включается человек и благодаря которым он обретает социальный опыт и реализует его в своем П. Именно культурная система создает институционализированные образцы П., давая тем самым критерий правильности или неправильности тех или иных поступков индивида. Под этим углом зрения Парсонсом анализируются тенденции развития молодежной субкультуры, в соответствии с предписаниями которой ценности и нормы, господствующие в обществе, не являются более ясными указателями должного П. молодых людей или теряют свою значимость для них. Центральное место в регулировании П. юношества в такой социальной ситуации уже играет не семья или школа, а "группа ровесников". Молодежные субкультуры, согласно Парсонсу, выполняют, одновременно позитивные и деструктивные функции. С одной стороны, они ниспровергают традиционные ценности, отрывая молодежь от семьи и взрослых, а с другой, являются средством трансформации старых ценностных систем, утверждения новых ценностей, оказывающих индивиду социальную поддержку в его П. и взаимодействии со сверстниками в течении длительного времени - от момента "выпадения" из семьи родителей и до создания собственной. Взаимопереплетение этих двух функций порождает в молодежной среде внутренние (между разными молодежными группами) и внешние (со взрослым социальным окружением) конфликты.
Итак, уже в концепции Т. Парсонса уделено большое внимание выяснению значимости "ролевых статусов" в П. индивидов. Однако более обстоятельно значение социальной роли как нормативно одобряемого способа П., обязательного для индивида и становящегося вследствие этого решающей характеристикой его личности, исследовано в так называемой теории ролей, разработанной Р. Линтоном, А. Радклиф-Брауном и другими социологами. Согласно Линтону, понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы социального П. Каждый конкретный индивид может выступать во взаимодействии с другими индивидами во множестве ролей. Например, один и тот же человек может являться одновременно - губернатором штата Техас, членом республиканской партии, отцом семейства, игроком в гольф и т.д., выполняя в различных ситуациях различные роли. Поэтому социальная роль, взятая в отдельности, есть только отдельный компонент целостного П. человека. Совокупность же таких ролей выступает в качестве динамического аспекта социального статуса, т.е. позиции, занимаемой индивидом в социальной структуре общества. Общество через действующую в нем нормативную систему навязывает индивиду определенные социальные роли, но их принятие, исполнение либо отвержение во многом зависят от его личностного выбора, от социальной позиции, а это противоречивое взаимодействие (норм общества и личностных ориентаций) всегда накладывает отпечаток на реальное П. человека.
И парсоновская теория социального действия, и ролевая теория вплотную подводят к проблеме нормативности и ненормативности (антинормативности) П.С. И в первом, и во втором случае П. рассматривается преимущественно как нормативно регулируемое на основе общепринятых норм П. Однако нередки случаи, когда те или иные индивиды в своем П. сознательно или неосознанно уклоняются от предписываемых обществом норм, игнорируют их либо преднамеренно их нарушают. Те виды П., которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, обычно характеризуют как "нормальные", те же, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимся (от норм) либо девиантным П. . Под последним понимается не только правонарушение, но и любое П., нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. Девиация чрезвычайно многолика. К ее различным проявлениям относятся и алкоголизм, и наркомания, и проституция, и рэкет, и коррупция, и подделка банкнот, и измена Родине, и убийство, и самоубийство, и многое, многое другое. Можно ли считать, что у всей этой обширной и многоликой области социального П. есть что-то общее? Да, можно, общее у них есть то, что все эти и многие другие формы П. отклоняются от принятых в обществе норм, нарушают эти нормы либо просто отвергают их. В этом и проявляется их ненормативность либо антинормативность.
Итак, девиантное П. определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Однако критерии определения П. как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Существует довольно сложная проблема относительно того, что считать девиантным П., и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или другому поведенческому акту. С точки зрения религии или морали, девиантный поступок - олицетворение зла, с точки зрения медицины - болезнь, а с точки зрения права - нарушение закона, беззаконие.
Как сами нормы, так и П., отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются асоциальным П. (антиобщественные поступки). Для этих форм П. характерна небольшая степень общественной опасности, которую целесообразно назвать общественной вредностью. Если же нарушаются не только моральные, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным П., к которому относятся хулиганство, хищения и другие преступления.
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом, и, во-вторых, от типа нарушаемых норм, можно различать следующие основные виды отклоняющегося П.
1. Деструктивное П., причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное П., причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное П., представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Развивая основные положения социологической теории аномии , Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося П. является конфликт между системой культуры, культурными целями, диктуемыми обществом, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения. По его мнению, современное американское общество в огромных масштабах порождает у людей самого различного социального положения такое противоречие между внушаемыми им господствующей культурой стремлениями и законно достижимыми, что это приводит к резкому снижению эффективности действия социальных норм и институтов, регулирующих П. людей, а в конечном счете - к отрицанию авторитета норм и к всевозможным отклонениям от них.
Поскольку люди являются существами социальными, важнейшее значение в их жизнедеятельности имеют различные виды коллективного П. Самое серьезное внимание социологическому анализу коллективного П. уделяли такие известные социологи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс , Т. Парсонс, Г. Блумер и др.
К. Маркс, в частности, подчеркивал, что "одним из природных условий производства (т.е. деятельности, направленной на производство необходимых для жизни предметов) для живого индивида является его принадлежность к какому-либо естественно сложившемуся коллективу: племена и т.п. Его собственное производительное существование возможно только при этом условии". Только в коллективном П., считал он, формируется язык как средство общения между людьми, формируется и сама индивидуальность каждого из членов коллектива. Более того, утверждал К. Маркс, "только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".
Т. Парсонс, придавая огромное значение индивидуальному П. личности, тем не менее подчеркивал, что это П. состоит не только из реакций на определенные стимулы социальной ситуации, но также из совокупности определенного П. других индивидов, включенных в систему некоторой коллективной организации. Поэтому "индивиды осуществляют социетально важные функции в коллективе в качестве его членов". А отсюда вытекает, что "функционирование коллективной организации связано в первую очередь - с реальным достижением целей в интересах социальной системы". Воплощая в индивидуальном П. свои интересы и потребности, личность в социальной системе включается в сложную и многогранную сеть коллективного П. и "производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфики функционирующего коллектива или бюрократической организации".
Обобщая многочисленные и разнообразные социологические исследования коллективного П., Г. Блумер счел необходимым даже выделить изучение этого феномена в отдельный раздел социологии. Такой высокий статус данному феномену по его мнению, надлежит придать потому, что "исследователь коллективного поведения стремится к пониманию условий возникновения нового социального строя, так как его появление равнозначно возникновению новых форм коллективного поведения".
С точки зрения такого именно подхода "практически всякая групповая активность, - утверждал Г. Блумер, - может мыслиться как коллективное поведение. Групповая активность означает, что индивиды действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и что налицо определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения. В этом смысле групповая активность является коллективным делом". Отмечая чрезвычайно широкую распространенность различных форм коллективного П., он утверждает, что когда социолог изучает обычаи, предания, игровые традиции, нравы, институты и социальную организацию, он имеет дело с социальными правилами и социальными детерминантами, посредством которых организуется коллективное П. Особенно важное значение, по мнению Г. Блумера (и здесь он вполне согласен с К. Марксом), имеют социальные движения, которые следует рассматривать как "коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни". Охарактеризовав различные типы социальных движений, в том числе религиозных, реформистских, националистических, революционных, он особенно подчеркивает, что "при изучении коллективного поведения мы касаемся процесса построения того или иного социального строя". Именно этими особенностями и определяется роль различных типов коллективного П. в формировании общества, в возникновении нового социального строя, следовательно, более высокоразвитых социальных систем.
Е.М. Бабосов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
347.49 кб

Имидж как атрибут социального поведения

Гузенина С. В., Федоров И. А., Логвинова Т. В.
Статья посвящена социальному поведению человека.
Читать PDF
374.76 кб

Целевые ориентации социального поведения

Кролевец Юрий Леонидович
Статья посвящена социальному и философскому осмыслению направлений социального поведения в современном обществе, которые представлены в виде ориентаций поведения индивида в различных условиях ориентаций и потребностей.
Читать PDF
138.96 кб

Социальное поведение творческой личности

Банюхова Анастасия Евгеньевна
Исследуется креативность во взаимосвязи с личностными особенностями и в контексте социометрического статуса.
Читать PDF
340.21 кб

Социальные аспекты агрессивного поведения

Базарова Екатерина Николаевна, Молчанова Екатерина Владимировна
Цель данной работы заключается в исследовании агрессивного (достигающего уровня криминального) поведения лиц признанных невменяемыми, т.е. страдающими тяжелыми психическими расстройствами.
Читать PDF
382.79 кб

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Базарова Екатерина Николаевна, Молчанова Екатерина Владимировна
Целью данной работы является оценка структуры суицидоопасных эмоциональных расстройств (на примере Республики Карелия) в их взаимосвязи с социально-экономическими и природно-климатическими факторами для разработки алгоритмов диагн
Читать PDF
62.51 кб

Социальная аномия и политическое поведение

Пилягина Вера Александровна
В статье рассматриваются проблемы осмысления концепта «аномия» в политологической и социологической литературе.
Читать PDF
391.64 кб

Символ как детерминанта социального поведения

Старовойтова Ольга Игоревна
В статье проводится анализ концепций человеческого поведения, разрабатываемых в разных отраслях гуманитарных наук, который позволяет сделать вывод о существенном отличии социального поведения человека от социального поведения живо
Читать PDF
80.93 кб

Нравственность как мера социальности поведения

Якунин В. И.
Автор считает, что человек социальное существо, мера его социальности нравственность.
Читать PDF
239.79 кб

Девиантное поведение в ряду социальных проблем

Рахматуллин Эрик Самигуллович
Статья посвящена анализу актуальных социальных проблем российского общества, акцент при рассмотрении сделан на девиантном и деликвентном поведении в системе социальных отношений.
Читать PDF
264.28 кб

К. С. Степанов здоровье и социальное поведение

Степанов К. С.
В статье представлены факторы, влияющие на здоровье человека, как биологические, так и социальные. Обозначены семьи группы риска, которые нуждаются в особом внимании как правоведов, социальных работников, так и медиков.
Читать PDF
92.96 кб

Электоральное поведение и социальные технологии

Усманов Борис Фатыхович
Избирательный процесс автором определяется как некая критериальная величина народовластия. Совершенствование его возможно лишь при рассмотрении довыборных и послевыборных технологий в совокупности.
Читать PDF
198.64 кб

Ислам как фактор мотивации социального поведения

Надеева М.И.
Проанализирован опыт социальной работы в исламе. Описаны формы мусульманского служения и благотворительной деятельности.The experience of the social work in Islam is analyzed.
Читать PDF
192.47 кб

Потребительское поведение как социальный феномен

Василенко Инна Викторовна
Читать PDF
277.62 кб

Социально-психологические типы пищевого поведения

Леонова Екатерина Николаевна
Статья посвящена анализу социально-психологических типов пищевого поведения. Автор предположил, что каждый тип пищевого поведения представлен симптомокомплексом ряда особенностей.
Читать PDF
2.13 мб

Маргинальность как стратегия социального поведения

Филатова О.Г.
The article deals with problems of marginalityand marginal people. Emphasis is put on the possibility for people to reframe a seemingly negative characteristic and use it as an agent of both personal and social change.

Похожие термины:

  • ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

    теории, объясняющие различие между формами социального поведения с точки зрения его механизмов, значимости и целенаправленности. В теории механистического детерминизма социальное поведение тра
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

    общественное поведениеживотных, совокупность этологических механизмов, регулирующихпространственно - демографические характеристики группы особей (дема),определяющих специфическую для каждог
  • ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОЕ

    внешне наблюдаемая совокупность действий (поступков) по отношению к социально значимым объектам, в к-ром реализуется внутр. система диспозиций личности. Последние выступают в качестве механизмов
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    совокупность теоретич. представлений, определяющих понимание предмета, области и задач социологии в рамках позитивистской социологич. ориентации (гл.обр. в США) и являющихся общетеоретич. основой
  • парадигма социального поведения

    область социологического знания, представители которой изучают воздействие поведение индивидов на среду в контексте ее изменений, оказывающих, в свою очередь, воздействие на поведение людей. В р