система взаимодействий в организации, совокупность действий и поступков индивидов, обусловленная личностными и средовыми характеристиками. Исследования в рамках доктрины «человеческих отношений» в менеджменте, основанные на бихевиористском (поведенческом) подходе в психологии (Э. Мэйо, Ч. Барнард, Д. Макгрегор и др.), акцентировали внимание на человеческом, социальном факторе в организации, оказывающем решающее влияние на достижение целей организации. Основными характеристиками ПО. являются навыки и умения, приобретенные в процессе научения (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура). Существуют два основных типа научения, в результате которых формируются виды поведения индивида: ответное (респондентное) поведение, вызываемое стимулом, предшествующим ему во времени (условный рефлекс); оперантное поведение, которое определяется и контролируется результатами, следующими за поведением. ПО носит устойчивый и сложный характер, определяющийся многими переменными (психика, восприятие, ценности, чувства, научение, опыт, мотивы, социальные контакты, другие субъекты взаимодействия, внешние факторы). В этом заключается затруднительность в управлении и контроле. Необходимым условием является социальное подкрепление (позитивное внимание, оценка, уважение, материальное вознаграждение), учитывающее субъектные характеристики индивидов в организации. Окружение влияет на поведение человека, но и сами люди играют активную роль в создании организационной среды и внешних обстоятельств, которые определяют их поведение. ПО регулируется не только внешними подкреплениями, но и предвидимыми последствиями этого поведения, предполагающими самоконтроль и самоэффективность, т.е. умение анализировать собственное поведение, его причины и последствия (рефлексия). ПО. свидетельствует об адаптированности индивида к условиям взаимодействия и представлено различной поведенческой типологией («принятие», «приспособление», «оригинальность», «бунтарство»). Решение проблем поведения в организациях предполагает проведение специальных исследований его составляющих, таких как: трудовые стрессы; организационная культура; проектирование труда; удовлетворенность трудом; трудовые конфликты; организационная политики и профессионализм кадров; неформальные отношения в социальном ядре организации; реальное лидерство; организационные изменений и стратегическое развитие. См. также: Организационное поведение. Адаптация. Человеческие отношения.
Лит.: Бандура А. Теория социального научения. М., 2000; Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-32.html, 15.08.2011; Психология управления. Хрестоматия / Ред- сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2006. Ю.А. Дроздова