система подготовки, обучения и своевременного перемещения работников системы управления, направленное на соответствие их деловых и личностных качеств динамическим экспектациям рабочих мест и перспективам развития организации. Исходной точной процесса ПКУП является определение профессиональной пригодности работника аппарата управления: соответствия совокупности психологических и психофизических качеств, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей определённого уровня. Руководители должны и обязаны обладать профессиональными качествами, позволяющими: 1) выявлять и аргументировать свою главную проблему с учетом ее взаимосвязей с задачами организации в целом; 2) принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов и отвечать за их реализацию; 3) оперативно реагировать на изменения в прозводственной и межличностной ситуациях. В процессе ПКУП должен наблюдаться и поощряться профессиональный и личностный рост, каждого работника, его развитие и отношение к делу.. Профессиональное развитие заключается в формировании необходимых качеств для осуществления управленческой деятельности (прежде всего деловых, индивидуально- личностных и социально-психологических). Эти качества могут быть изучены с помощью экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. Кроме того, при изучении профессиональных качеств руководителей наиболее приемлемым оказывается функционально-деятельностный подход (выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга). В составе профессионально необходимых качеств руководителя, формируемых и развиваемых в результате ПКУП, могут быть востребованы: 1) практический интеллект (способность критически мыслить, логичность, быстрота и гибкость использования знаний и опыта); 2) социальный интеллект (понимание и правильная интерпретация чувств и мотивов поведения других людей; умение ставить себя на место другого; умение вести себя согласно сложившейся социальной ситуации); 3) адекватная самооценка ( самокритичность и способность к коррекции своего поведения) и,конечно,4) современные профессиональные знанияи компьютерная грамотность. Что касается личностного роста (как развития социально-управленческой компетентности личности, способности человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми), то он, как составляющая процесса ПКУП, может выражаться в: 1) овладении необходимыми знаниями в области социологии управления; 2) формировании знаний и умений участия в переговорных процессах; 3) развитии адекватной оценки себя и других в проблемных и критических ситуациях; 4) овладении приемами понимания психологических состояний людей и группв в периоды реорганизаций и освоения нового; 5) использовании информационных технологий в управлении. Методы ПКУП: можно разделить на те, которые осуществляются на рабочем месте (дистанционное обучение, ротация управленческого персонала, наставничество, различного рода стажировки), и осуществляемые вне рабочего места (семинары,конференции, лекции, дополнительное образование). См. также: Аттестация персонала в организациях. Выращивание знаний в организациях. Критерии оценки эффективности управления. Ротация управленческого персонала. Человеческий капитал.
Лит.: Управление персоналом организации. Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2003. Е.В. Желнина
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.