ведущее направление в социологии 19 в., программные методологические и мировоззренческие установки к-рого были сформулированы Сен-Симоном, а осн. концепции разработаны в трудах Конта, Милля, Спенсера. Как филос. и общесоциол. доктрина П. сложился в противовес спекулятивному, в частности социально-филос, теоретизированию. Главное устремление П.— отказ от умозрительных рассуждений об об-ве, создание «позитивной» социальной теории, к-рая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории. Спекулятивной метафизике и основанной на ней философии истории П. стремился противопоставить метод наблюдения, сравнительный, исторический и в опред.— хотя и в меньшей — степени математические методы. Характерными чертами раннего П. были натурализм, органицизм, эволюционизм и феноменализм. Его моделью служили биология, анатомия и физиология человека, а также отчасти механика. Органицизм иногда сополагался, а иногда и уступал место социол. индивидуализму. П. постулировал наличие неизменных законов функционирования и развития об-ва, к-рые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистически, т. к. исключалась возможность познания причин и сущности социальных явлений. Феноменализм в раннем П. сочетался с элементами естественнонаучного и вульгарного материализма, П. постоянно тяготел к различ. формам редукционизма. Органицистские и эволюционистские компоненты раннего П. получили развитие в позитивистских течениях второй половины 19 в. Исследуя об-во не столько в динамике, сколько в статике (как систему, находящуюся в состоянии равновесия), органицизм нередко доводил до крайности весьма вульгарные аналогии между об-вом и человеческим организмом.
Биологический редукционизм характерен и для дарвинизма социального, делавшего акцент на изучение социальных процессов и конфликтов, трактовавшихся согласно принципам естеств. отбора и борьбы за существование. Кроме указанных течений к П. относятся также механицизм, географическая, расово-антропологическая школа и нек-рые др. Несостоятельность биологического и механицистского редукционизма, ставшая достаточно очевидной к концу 19 в., привела к кризису П. и способствовала развитию психологизма в социологии, к-рый, впрочем, сохранил многие черты П., а также возникновению различ. форм антипозитивистской реакции в философии и социологии (Антипозитивизм). Однако позитивистская традиция не угасла и была продолжена в 20 в. в существенно преобразованном виде в рамках неопозитивизма в социологии.