ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
ПОЗИТИВИЗМ в социологии
ведущее направление в социологии XIX в., исходившее из необходимости отказа от умозрительных рассуждений об обществе и создания такой науки, которая бы при изучении общества опиралась на наблюдение и эксперимент и была бы такой же объективной, общезначимой и точной, как и естественные, "положительные" науки (физика, химия, биология и другие). Наиболее видными представителями позитивизма в социологии были О. Конт, А. Сен-Симон, А. Кетле, С. Милль, Г. Спенсер, Э.Дюркгейм и другие.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
(от лат. positivus - положительный) - течение, представители которого отождествляли социологию как науку об обществе с науками о природе (О. Конт, Э. Дюркгейм). Утверждение П. в XIX в. проходило под лозунгом отказа от умозрительных философских рассуждений и ценностных суждений об обществе. В противовес им позитивисты стремились к созданию «положительной» социальной теории, такой же доказательной и общезначимой, как и теории в естественных науках. Доказательность социальной теории позитивисты видели в обоснованности ее социальными фактами, поэтому одной из характерных черт П. являлся эмпиризм. По аналогии с естествознанием позитивисты ставили перед социологией задачу поиска социальных фактов и обнаружения причинных связей между ними. Но при этом П. исходил из того, что социология не должна ограничиваться описанием социальных фактов и связей между ними, другая задача социолог и - открытие социальных законов путем обобщения социальных фактов и логического включения их в целостное теоретическое представление. Поэтому другой характерной чертой П. был холизм. В раннем П. большую роль играли органицизм и социал-дарвинизм, отождествлявшие общество с живым организмом и трактовавшие социальные процессы и конфликты в соответствии с принципом естественного отбора и борьбы за существование. В позднем П. ведущая роль стала отводиться психологизму, стремившемуся объяснять социальные процессы, исходя из свойств человеческой психики. Стремясь к целостному воспроизведению социальной реальности, позитивисты\ опирались на «теорию факторов», согласно которой в обществе действуют самые различные самостоятельные силы (географические, экономические, социальные, политические, духовные, психологические и др.), взаимодействие которых и определяет социальное развитие. Однако при изучении этих взаимодействий позитивисты постоянно тяготели к различным формам социального редукционизма, сводя социальный процесс к действию то социально-экономических, то географических, то психологических или иных факторов. Кризис П., связанный с попыткой сциентизации социологии по образцу естественных наук, привел к появлению в конце XIX - начале XX в. различных форм антипозитивизма. В XX в. традиции П. в социологии были существенно преобразованы в рамках неопозитивизма (см.: Сциентизм в социологии).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
ведущее мировоззренч. направление в социологии XIX в., программные установки к-рого были сформулированы К. Сен-Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Как филос. и общесоциологич. доктрина П. сложился в противовес спекулятивному теоретизированию, в частности соц.-филос. Главное устремление П. - отказ от умозрительных рассуждений об об-ве, создание "позитивной" соц. теории, к-рая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучн. теории. Спекулятивной метафизике и основанной на ней философии истории П. стремился противопоставить метод наблюдения, сравнительный, исторический и в определенной, хотя и в меньшей степени, математич. методы. Характерными чертами раннего П. были натурализм (см. Натурализм в социологии), органицизм (см.), эволюционизм (см.) и феноменализм (см. Феноменологическая социология). П. постулировал наличие неизменных законов функционирования и развития об-ва, к-рые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистически, т. к. исключалась возможность познания причин и сущности соц. явлений. Однако феноменализм в раннем позитивизме сочетался с элементами естественнонаучн. и вульгарного материализма. П. постоянно тяготел к различн. формам редукционизма (см. Редукционизм социологический).
Органицистские и эволюционистские компоненты раннего П. получили развитие в позитивистских течениях второй половины XIX в. Исследуя об-во не столько в динамике, сколько в статике - как систему, находящуюся в состоянии равновесия, органицизм нередко доводил до крайности весьма вульгарные аналогии между об-вом и человеческим организмом. Биологич. редукционизмом отмечена и другая позитивистская школа - дарвинизм социальный (см.), делавший акцент на соц. процессах и конфликтах, трактовавшихся согласно принципам естественного отбора и борьбы за существование. Кроме указанных течений к П. относятся также механицистская, географич., расово-антропологич. и нек-рые др. школы. Несостоятельность биологич. и механистич. редукционизма, ставшая достаточно очевидной к концу XIX в., привела к кризису П. и способствовала развитию психологизма в социологии, к-рый, впрочем, сохранил многие черты П., а также к возникновению различн. форм антипозитивистской реакции в философии и социологии (см. Антипозитивизм в социологии). Однако позитивистская традиция не угасла и была продолжена в существенно преобразованном виде в XX в. в рамках неопозитивизма в социологии (см.). С.А. Эфиров.
Органицистские и эволюционистские компоненты раннего П. получили развитие в позитивистских течениях второй половины XIX в. Исследуя об-во не столько в динамике, сколько в статике - как систему, находящуюся в состоянии равновесия, органицизм нередко доводил до крайности весьма вульгарные аналогии между об-вом и человеческим организмом. Биологич. редукционизмом отмечена и другая позитивистская школа - дарвинизм социальный (см.), делавший акцент на соц. процессах и конфликтах, трактовавшихся согласно принципам естественного отбора и борьбы за существование. Кроме указанных течений к П. относятся также механицистская, географич., расово-антропологич. и нек-рые др. школы. Несостоятельность биологич. и механистич. редукционизма, ставшая достаточно очевидной к концу XIX в., привела к кризису П. и способствовала развитию психологизма в социологии, к-рый, впрочем, сохранил многие черты П., а также к возникновению различн. форм антипозитивистской реакции в философии и социологии (см. Антипозитивизм в социологии). Однако позитивистская традиция не угасла и была продолжена в существенно преобразованном виде в XX в. в рамках неопозитивизма в социологии (см.). С.А. Эфиров.
Источник: Российская социологическая энциклопедия