ПОЗИТИВНАЯ И ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СГРАТЕГИЯ

Найдено 1 определение
ПОЗИТИВНАЯ И ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СГРАТЕГИЯ
известная в теории организации и управления типология стратегий развития современной многосекционной производственно-коммерческой организации (фирмы), предложенная А. Чендлером мл. на основе его исторического исследования (см.: Исторический подход к исследованию организаций; Стратегия организации). По его мнению, стратегия — это базовая переменная, структурирующая организацию и определяющая логику ее развития. Со стратегией он связывает сознательную реакцию менеджеров высшего уровня на внешнее давление рынка и технологии и вместе с тем считает, что эта реакция вариативна.
Из всего многообразия возможных стратегий организации А. Чендлер выделяет два укрупненных и принципиально различных типа стратегий — позитивную и оборонительную, которые имеют некоторые общие черты (например, ориентация на укрупнение организаций, создание многосекционных структур) и принципиальные различия.
Согласно логике А. Чендлера, оборонительная стратегия характеризуется стремлением организации сохранить свои уже ранее завоеванные позиции на рынке на основе отработанной технологии и квалификации персонала (адаптивная реакция). Такой тип стратегии минимизирует риск неудачи. Развитие организации обусловливается преобладанием технологического давления над давлением рынка. При реализации оборонительной стратегии создаются вертикально интегрированные, централизованные и функционально разделенные организационные структуры в результате слияния с предприятиями поставщиков и продавцов (см.: Линейно-штабная структура; Функциональная структура управления).
Позитивная стратегия ориентирована на освоение новых рынков и завоевание позиций на них. Ее реализация связана со значительно большим риском, чем реализация оборонительной стратегии. Она основывается на освоении новых видов производств (диверсификации), создании принципиально новых типов выпускаемой продукции или оказываемых услуг, внедрении современных технологий исходя из потребностей новых рыночных ниш (сы.: Диверсификация в организации; Технология организации; Экологическая ниша). В основе такой стратегии лежит идея преобладания рыночного давления над технологическим при сохранении определенного влияния и технологического давления. При этом развитие организации связывается с ее укрупнением путем создания принципиально новых направлений деятельности (инновационная реакция). В результате выполнения этой стратегии формируются организации с многоблочной децентрализованной дивизиональной структурой управления (см. Дивизиональная структура организации).
По мнению А. Чендлера, обе стратегии, в конечном счете, ведут к укрупнению организации и формированию многосекционных структур (см. Размер организации). Его главный вывод заключается в том, что оба типа давления — рыночное и технологическое — побуждают организацию развиваться в одном направлении, хотя логика структурных нововведений различна. Он также считает, что хотя обе указанные стратегии существуют и сосуществуют на Западе и сегодня, все же исторически первой и преобладающей на ранних этапах развития рынка была оборонительная стратегия. Позитивная стратегия сформировалась и стала доминирующей лишь на определенной фазе развития рынка и в условиях резкого усиления позиций менеджеров в коммерческих организациях (см. Менеджер).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000