ПРАКСИС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

праксис
1) по Аристотелю - действия с общественно значимой целью, относящееся к творению благ в сфере политики или эстетики, что противоположно повседневной, рутинной деятельность типа ремесла; 2) по К. Марксу - созидательная активность людей по преобразованию мира, в которой решающая роль отводилась труду, т.е. она имела социальное основание. При этом П. выступал как своеобразный инструмент отрицания существующего положения социальной жизни, как выражение классовой борьбы, ведущейся за справедливый социальный порядок, в котором нет места эксплуатации человека человеком; 3) согласно представителям Франфуртской школы - созидательная активность, посредством которой люди критически осмысливают существующее положение социальной жизни, на основе чего ненасильственно преобразовывают мир в направлении его гуманизации и эмансипации от любого доминирования. - Литература: Маркс К. Социология. Сборник. М., 2000; Horkheimer M., Adorno T. Dialectic of Enlightenment. New York: Continuum. 1987; Ritzer G. Explorations in Social Theory. From Metatheorizing to Rationalization. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Праксис
(от греч. praxis – действие) – способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. Для того чтобы совершить то или иное целенаправленное движение, необходимо обеспечить согласованную работу различных мышечных групп в нужной для выполнения данного движения последовательности. Кроме того, в каждый момент необходим контроль за правильностью выполнения движения, реализуемый с помощью кинестетической, зрительной, тактильной и других афферентных систем. Весь этот сложный комплекс, работая слаженно, дает возможность осмысленно совершать движения, перемещать предметы и перемещаться самим в пространстве. Такие действия возникают в процессе обучения. Сложные действия формируются на основе кинестезии – непрерывно поступающей информации от проприоцепторов при выполнении любых движений. Значительная роль в формировании и правильности выполнения двигательного акта принадлежит зрительному анализатору. В обучении и выполнении сложных двигательных актов человека особо важное значение имеет речевая сигнализация (устная и письменная). Поэтому расстройства праксиса, связанные прежде всего с патологией кинестетического анализатора, зависят и от поражения речевых функций. С другой стороны, для осуществления последних необходим безупречный праксис речевых органов. Различают кинестетический праксис, пространственный праксис, динамический праксис, бимануално-реципрокную координацию (динамическую организацию двигательного акта). Нарушения праксиса называют апраксией (см. Апраксия).

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ПРАКСИС
Praxis") - философский журнал, издававшийся в Загребе (СФРЮ) с 1964 по 1975. Объединял вокруг себя сторонников "гуманистической" интерпретации марксизма не только из числа югославских философов (М. Маркович, Г. Петрович, С. Стоянович и др.), но и из других социалистических и капиталистических стран (К. Косик, Блох, Гароди, Ф. Марек, Э. Фишер и др.). Предистория "П." началась за несколько лет до его создания с широких философских и социологических дискуссий, в которых выявилась конфронтация между теми, кто оставался на прежних позициях и теми, кто более или менее радикально отбрасывал не только традиционалистскую, сталинскую концепцию диалектического материализма, но и сталинский дух и способ понимания философии как таковой. Наиболее острый спор разгорелся вокруг теории отражения на симпозиуме в Бледе (ноябрь 1960). Защитники теории отражения и традиционного понимания диалектического материализма остались в меньшинстве, тогда как большая часть философов взяла ориентацию на новые проблемы и новое понимание традиционных философских вопросов. Группа, которая делала главный акцент на историческом, гуманистическом и критическом характере марксизма, основала позже "Корчуланскую летнюю школу" (1963) и журнал "П.", которые собрали вокруг себя большинство философов и социологов СФРЮ. "Корчуланская летняя школа", ежегодные летние заседания которой проходили на острове Корчула, расположенном в Адриатическом море, вскоре привлекла многих видных, оппозиционно настроенных по отношению к традиционному марксизму мыслителей мира и стала местом свободного обмена мнений по крупнейшим проблемам современности. Хотя у сторонников "П." существовали значительные разногласия в понимании отдельных частных вопросов, а также в трактовке крупных философских проблем, их общие ориентации можно было бы сформулировать следующим образом: человек является "существом практики", т.е. существом, способным к свободной творческой деятельности, при помощи которой он изменяет мир, реализует свои специфические потенциальные способности и удовлетворяет других индивидов. Исторические условия могут тормозить этот процесс самореализации человека и противодействовать ему. Основной целью критического изучения, следовательно, является открытие внутренних существенных ограничений таких исторических институтов, как государство, рынок, партия, и определение практических этапов, которые приведут к уничтожению этих ограничений. Революция не должна сводится к захвату политической власти, но должна быть понята как радикальные изменения человеческих отношений. Исходя из этих позиций, представители "П." особое внимание уделяли критике бюрократически-этатистских структур, которые проявились в тогдашнем развитии социализма и которые, по их мнению, лишь порождали новые формы отчуждения. Радикально критикуя деформации социализма, группа "П." с течением времени превратилась в интеллектуальную оппозицию существующей власти. В начале 1975 восемь профессоров философского факультета Белградского университета, активно сотрудничавших с "П." были исключены из его стен "за подрывную деятельность", весной же 1975 был закрыт и сам "П.".
Ю.С. Шинкарь

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
266.30 кб

Современный медицинский праксис: мифологизация, демираклизация, ремифологизация, или медицина на нов

Лебедев Владимир Юрьевич, Федоров Алексей Васильевич
Современная социокультурная ситуация характеризуется медикализацией ряда областей человеческой жизни.
Читать PDF
108.51 кб

Кожев А. Атеизм и другие работы / А. М. Руткевич, пер. М. : Праксис, 2006. 512 с

Ваганова Наталья Анатольевна
Читать PDF
314.13 кб

ХРИСТИАНСКИЙ ПРАКСИС КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП КОМПОЗИЦИИ СОЧИНЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО «

Евгений Александрович Мельников
Статья посвящена разысканию принципа, лежащего в основании структуры сочинения свт. Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
Читать PDF
87.71 кб

2000. 02. 034. Дурбин П. Т. Технологический праксис: размышления. Durbin P. T. technological Praxis:

Кожакова Н. С., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
206.74 кб

2014.04.010. КАННИНГЕМ ДЖ. ИЗГНАННЫЙ ПРАКСИС: ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ И ОДНОМЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. CUNNINGHAM J

Сохраняева Т.В.
Читать PDF
889.45 кб

Праксиологизация как механизм актуализации содержания профессионального туристского образования

Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна, Чупанов Абдулла Хизриевич, Сахарчук Елена Сергеевна
Педагогической праксиологией1 как теорией педагогической деятельности и интегративной практикоориентированной областью педагогического знания выработаны ряд подходов и механизмов организации образовательной деятельности, позволяющ
Читать PDF
180.89 кб

Роль педагогической праксиологии в решении проблем повышения качества высшего образования

Рябуха Е. В.
Статья является результатом научного исследования проблемы повышения качества высшего образования. В ней раскрывается значение проблемы, показаны новые аспекты возможности решения качества высшего образования.
Читать PDF
204.53 кб

Праксиологическая редукция социальной дезорганизации: феномен ритуала интеракции

Лушников Д. А.
Читать PDF
228.33 кб

Аксиологический и праксиологический аспекты творческих конкурсов студентов-журналистов

Кулинкина Татьяна Юрьевна, Мансков Сергей Анатольевич, Семилет Тамара Алексеевна
Читать PDF
208.06 кб

Педагог в постдипломном образовании: праксиологический подход к профессиональному и личностному разв

Маралова Е.А.
Читать PDF
385.38 кб

Философия образования: от альтернативных подходов к праксиологии и академизации

Семченко Евгений Евгеньевич
Статья посвящена проблемам решения праксиологических проблем в философии образования.
Читать PDF
340.82 кб

Праксиологическая модель организации исследовательской деятельности студентов

Федотова Вера Сергеевна
Представлена модель организации исследовательской деятельности студентов, отвечающая требованиям современного образования, определены условия и принципы ее успешной реализации.

Похожие термины:

  • ПРАКСИОЛОГИЯ

    от греч. prak-tikos - деятельный и logos - слово, учение) -англ. praociology; нем. praxiologie. Область социол. исследований, изучающая методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установ