ПРАКСИС
праксис
1) по Аристотелю - действия с общественно значимой целью, относящееся к творению благ в сфере политики или эстетики, что противоположно повседневной, рутинной деятельность типа ремесла; 2) по К. Марксу - созидательная активность людей по преобразованию мира, в которой решающая роль отводилась труду, т.е. она имела социальное основание. При этом П. выступал как своеобразный инструмент отрицания существующего положения социальной жизни, как выражение классовой борьбы, ведущейся за справедливый социальный порядок, в котором нет места эксплуатации человека человеком; 3) согласно представителям Франфуртской школы - созидательная активность, посредством которой люди критически осмысливают существующее положение социальной жизни, на основе чего ненасильственно преобразовывают мир в направлении его гуманизации и эмансипации от любого доминирования. - Литература: Маркс К. Социология. Сборник. М., 2000; Horkheimer M., Adorno T. Dialectic of Enlightenment. New York: Continuum. 1987; Ritzer G. Explorations in Social Theory. From Metatheorizing to Rationalization. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Праксис
(от греч. praxis – действие) – способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. Для того чтобы совершить то или иное целенаправленное движение, необходимо обеспечить согласованную работу различных мышечных групп в нужной для выполнения данного движения последовательности. Кроме того, в каждый момент необходим контроль за правильностью выполнения движения, реализуемый с помощью кинестетической, зрительной, тактильной и других афферентных систем. Весь этот сложный комплекс, работая слаженно, дает возможность осмысленно совершать движения, перемещать предметы и перемещаться самим в пространстве. Такие действия возникают в процессе обучения. Сложные действия формируются на основе кинестезии – непрерывно поступающей информации от проприоцепторов при выполнении любых движений. Значительная роль в формировании и правильности выполнения двигательного акта принадлежит зрительному анализатору. В обучении и выполнении сложных двигательных актов человека особо важное значение имеет речевая сигнализация (устная и письменная). Поэтому расстройства праксиса, связанные прежде всего с патологией кинестетического анализатора, зависят и от поражения речевых функций. С другой стороны, для осуществления последних необходим безупречный праксис речевых органов. Различают кинестетический праксис, пространственный праксис, динамический праксис, бимануално-реципрокную координацию (динамическую организацию двигательного акта). Нарушения праксиса называют апраксией (см. Апраксия).
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ПРАКСИС
Praxis") - философский журнал, издававшийся в Загребе (СФРЮ) с 1964 по 1975. Объединял вокруг себя сторонников "гуманистической" интерпретации марксизма не только из числа югославских философов (М. Маркович, Г. Петрович, С. Стоянович и др.), но и из других социалистических и капиталистических стран (К. Косик, Блох, Гароди, Ф. Марек, Э. Фишер и др.). Предистория "П." началась за несколько лет до его создания с широких философских и социологических дискуссий, в которых выявилась конфронтация между теми, кто оставался на прежних позициях и теми, кто более или менее радикально отбрасывал не только традиционалистскую, сталинскую концепцию диалектического материализма, но и сталинский дух и способ понимания философии как таковой. Наиболее острый спор разгорелся вокруг теории отражения на симпозиуме в Бледе (ноябрь 1960). Защитники теории отражения и традиционного понимания диалектического материализма остались в меньшинстве, тогда как большая часть философов взяла ориентацию на новые проблемы и новое понимание традиционных философских вопросов. Группа, которая делала главный акцент на историческом, гуманистическом и критическом характере марксизма, основала позже "Корчуланскую летнюю школу" (1963) и журнал "П.", которые собрали вокруг себя большинство философов и социологов СФРЮ. "Корчуланская летняя школа", ежегодные летние заседания которой проходили на острове Корчула, расположенном в Адриатическом море, вскоре привлекла многих видных, оппозиционно настроенных по отношению к традиционному марксизму мыслителей мира и стала местом свободного обмена мнений по крупнейшим проблемам современности. Хотя у сторонников "П." существовали значительные разногласия в понимании отдельных частных вопросов, а также в трактовке крупных философских проблем, их общие ориентации можно было бы сформулировать следующим образом: человек является "существом практики", т.е. существом, способным к свободной творческой деятельности, при помощи которой он изменяет мир, реализует свои специфические потенциальные способности и удовлетворяет других индивидов. Исторические условия могут тормозить этот процесс самореализации человека и противодействовать ему. Основной целью критического изучения, следовательно, является открытие внутренних существенных ограничений таких исторических институтов, как государство, рынок, партия, и определение практических этапов, которые приведут к уничтожению этих ограничений. Революция не должна сводится к захвату политической власти, но должна быть понята как радикальные изменения человеческих отношений. Исходя из этих позиций, представители "П." особое внимание уделяли критике бюрократически-этатистских структур, которые проявились в тогдашнем развитии социализма и которые, по их мнению, лишь порождали новые формы отчуждения. Радикально критикуя деформации социализма, группа "П." с течением времени превратилась в интеллектуальную оппозицию существующей власти. В начале 1975 восемь профессоров философского факультета Белградского университета, активно сотрудничавших с "П." были исключены из его стен "за подрывную деятельность", весной же 1975 был закрыт и сам "П.".
Ю.С. Шинкарь
Ю.С. Шинкарь
Источник: Социология: энциклопедия