ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Рефлективные понятия для обозначения норм и долженствований, регулирующих стандарты социального и индивидуального поведения, взаимозависимости свобод и ответственности государства и человека друг перед другом. В зависимости от статуса личности выделяют политические и гражданские П. и о. Первые касаются индивида как подданного государства, вторые – члена гражданского общества. Начало учению о П. и о. положила концепция Аристотеля, для которого обязанность личности означала необходимость участия в общественных (полисных) делах и ответственность его перед ним. Права он выделял естественные (природные), полученные человеком при рождении, и волеустановленные – дарованные ему как гражданину государственного образования. Новое время (Т. Гоббс, Д. Локк, И. Кант и др.), продолжая идею Аристотеля, предложило механизм взаимодействия П. и о. Постепенно складывается теория естественных прав человека (право на жизнь, свободу и безопасность, равенство всех перед законом, свобода совести и слова, собственности, право на участие в решении общественных дел и проч.), неотъемлемых и неотчуждаемых свобод человека. Политические права возникают и основываются на естественных правах в процессе появления государства путем заключения общественного договора. В результате происходит взаимообмен П. и о. между властью и народом: государство обязуется гарантировать безопасность граждан, их естественные, гражданские и политические права, а те, в свою очередь, добровольно принимают на себя обязанность соблюдать установленное властью законодательство. Важнейшие гражданские права: право собственности, свобода создания организаций, право судебной защиты и т.п.; политические: право избирать и быть избранным, занимать любые государственные должности, свобода собраний и манифестаций и т.д. В демократических государствах существует баланс между правами и обязанностями граждан. При иных политических режимах паритет нарушается в сторону ужесточения обязанностей. Представления об основных обязанностях определяются общим моральным климатом в обществе, понятием о должном поведении, следовании гражданскому долгу (библейские 10 заповедей, категорический императив И. Канта, “кодекс чести” дворянина, “моральный кодекс строителя коммунизма” и проч.) Современная концепция политических и гражданских прав отражена во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Социальная симметрия в распределении П. и о. в обществе исходит из господствующих в нем представлений о социальной справедливости и общего взаимоотношения между политическим государством и гражданским обществом.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.