Правда. Truth (verity). Отношение к сообщению, принимаемому и разделяемому (слушателями, читателями и пр.). П. – интерпретация сообщения как соответствующего конкретным фактам действительности и уверенность в таком соответствии. В любом случае П. – выражение определенного отношения индивида или группы к тому или иному сообщению, принимаемому ими за истинное. Противоположностью П. есть ложь с соответствующим недоверием к сообщению. Однако, как показывает практика, не всякое сообщение и не всегда соответствует действительности, поэтому идеалом П. считается такое сообщение, которое может быть подвергнуто проверке, верификации (verification от английского verity – правда, истина). Верификация (проверка на правдивость, достоверность) сообщения возможна не всегда, вследствие чего П. отождествляют с тем, что может быть воспринято только на веру (например, религиозные положения). Иногда П. отождествляют с истиной именно по причине наличия в ней проблемы адекватности факту. Социологический анализ культуры любого рода сообщений, претендующих на правдивость, осложняется тем, что социальные и социологические факты по форме своего проявления различаются между собой. Например, то, что в истории имело место некоторое событие, и характер его протекания иногда зафиксирован документально, подается в том или ином сообщении в качестве социального факта. Интерпретация же данного факта зависит от многих факторов, в том числе и от социально-политической ориентации интерпретатора, и носит либо положительный, либо отрицательный оттенок. “Содержательное” основание для такого расхождения заключено в характере самого события, социальных сил, которые принимали в нем участие и пр., что и дает основание для разных и порой совершенно противоположных интерпретаций. Социальный факт, в данном случае, обретает значение социологического. Оба рода фактов могут совершенно не совпадать между собой содержательно, т. е. в реальном историческом, или объективном, и реальном социологическом, т. е. субъективном измерении. Здесь и возникает проблема правдивости интерпретаций, их трансляции во времени и истинности доказательств, претендующих на правдивость данных интерпретаций. Социологический факт есть исторический факт, выраженный в форме его интерпретаций, которые только тогда претендуют на роль знания, когда они объективно истинны. Интерпретации же чаще всего используются тогда, когда факторы, обусловившие событие, не зафиксированы в документах, и сведения о них весьма скудны, что требует специального исследования. В таких случаях и возникает проблема соотношения истинности и правдивости. Сообщение, ориентированное только на эмоциональное восприятие, исключительно на веру, чаще всего неправдиво. В таком случае внешняя правдивость является средством сокрытия некоторого частного интереса. Его цель – исключение интеллектуальной работы аудитории, выдвижение ее представителями различных гипотез, которые помогли бы понять причины фактически существовавшего события и, таким образом, либо воспроизвести его, либо предотвратить повторение подобных событий в будущем. Сообщения, подаваемые безапелляционно, с претензией на исключительную компетентность коммуникатора, часто грешат неправдивостью, хотя могут быть и правдоподобными. Здесь правдоподобие превращается в открытое или скрытое обоснование выгодности для самого коммуникатора или его заказчика распространения того или иного сообщения. Учитывая, что проблема П. связана с интерпретациями, а последние, в свою очередь, с методологическими, политическими и прочими ценностными ориентациями, можно говорить о том, что правдивость сообщений имеет степень, дающую возможность дозировать информацию и, таким образом, влиять на массовое сознание, определять характер и силу массовых
действий. См. также Инкорпорация и Пробабилизм.
276.64 кб
Конфронтационные религиозные организации: правда и вымысел
В статье автор поставил под сомнение склонность сект к конфессиональной анонимности, их ориентацию только на молодёжь, невозможность свободного выхода из секты; отверг объяснение религиозно нетрадиционного выбора только феноменом