1) положения, принципы, устанавливающие порядок взаимодействия между разными субъектами в сфере труда; 2) нормы поведения и практики в таком взаимодействии.
П. т. о. позволяют участникам трудового взаимодействия предсказывать поведение партнеров. Источники правил, регулирующих трудовые отношения: законодательство о труде; отраслевые положения; установленные администрацией требования к технологии произ-ва и режиму труда; должностные инструкции; коллективный договора индивидуальные трудовые соглашения.
В совр. деятельностно-активистских концепциях (неоинститу-циализм) к правилам относятся также моральные нормы и практики взаимоотношений между работниками, между работниками и руководством, формально не фиксированные, но общераспространенные и одобряемые на данном предприятии, в учреждении. В трудовых отношениях, как и в любой соц. организации, действует несколько систем правил, которые могут взаимодополнять друг друга, либо находиться в противоречии.
Системы правил образуют разные категории: узаконенные на гос. уровне, на уровне организации и легитимированные неформально. Формальные правила фиксированы в документах, неформальные — существуют в виде устных договоренностей, в неявных, подразумеваемых принципах организации работы и трудовых отношений. Основу формальных правил составляют требования технологии произ-ва и законодательства о труде. В неформальных правилах заметную роль играет соотношение персональных ресурсов участников взаимодействия (статус в должностной иерархии, квалификация, личные связи и т. д.). Легитимность правил означает их признание в качестве справедливых, а основой нормативной оценки является Трудовой кодекс.
В социологии труда в этом направлении важна следующая проблематика: какие субъекты формируют правила и для каких случаев; как изменяются правила; бывают ли конфликты по поводу установления или изменения правил; какие группы работников (включая администрацию) выступают сторонами этих конфликтов; при каких условиях инициаторы введения или изменения правил преуспевают или, наоборот, терпят неудачу; какова степень гибкости, адаптированности правил к многообразию ситуаций и интересам участников трудового взаимодействия.
См. также: Трудового найма социальный институт.
Лит.: Заславская Т. //., Шабанова М. А. Проблема институционализации неправовых практик в сфере труда // Куда идет Россия. — М., 2002; Клеман К , Климова С. Г., Ядов В. А. Практики узаконенных и неформальных правил трудовых отношений на российских предприятиях: плюсы и минусы // Россия реформирующаяся / Под ред. Л. М. Дробижевой. — М.: «Academia», 2002; Панеях Э. Л. Неформальные институты и использование формальных правил: закон действующий и закон применяемый // Куда идет Россия. — М., 2002; Темницкий А. Л. Социокультурные факторы формализации трудовых взаимоотношений // Там же.
С. Г. Климова