взаимосвязанные нормативные системы с регуляторами, направленными на дифференциацию и унификацию элементов и связей в организациях (сообществах, государствах). Взаимодействие и близость регуляторов ПУ выражается в разных аспектах: а) в функциональном – действие большого класса правовых актов управления, способствующих сохранению управляемости и развития организаций; б) в социально-когнитивном – стремление снизить уровень неопределённости в восприятии множества связей и взаимодействий: и управление, и право выступают в качестве социально-когнитивных подсистем, поставляющих ресурсы (знания и навыки) для формирования и реализации ценностных и достижительных ориентаций; в) в генетическом – медиативное происхождение обеих нормативных систем: право возникло как «примирительный» регулятор при переходе от «естественного» состояния («войны всех против всех») к гражданскому; в управлении с самого начала одной из важнейших функций являлось разрешение конфликтов; г) в телеологическом – проективный характер, как управления, так и законодательства; д) в системном – обеспечение гармонии, стабильности (целостности) и изменчивости, а также нейтрализации отклонений от нормы в управляемых организациях; е) в кратологическом – связь с организационной, в том числе, политической властью; ж) в институциональном – общие управленческо-правовые субинституты; зависимость результатов действия норм права от опосредующих социальных институтов, регулируемых с помощью управления; наконец, з) в семиотическом – связь с языком (знаками и символами), с помощью которого обозначают и интерпретируют нормы права и операции управления. Символические коды двух этих нормативных систем регуляторов также характеризуются довольно однородной направленностью, передаются бинарными схематизациями (антиномиями): «право – произвол», «порядок – хаос», «традиция – инновация». По мере развития организации (общества) возрастают возможности (альтернативы) её членов и соответственно дифференциации элементов систем. Это требует расширения разнообразия средств унификации (генерализации), усиления способности управляющих (властей) упорядочивать связи и отношения в изменяющихся общественных (организационных) условиях, «транслировать редуцированную комплексность» (Н. Луман), узаконивать нормативный порядок общества с помощью культуры (Т. Парсонс).
Такую способность упорядочивать (норматизировать, управлять, «наводить мосты» между возможностями действий) необходимо измерять и сравнивать, для чего и обеспечивается генерализация символов, олицетворяющих становление управленческо- правовых субинститутов. В качестве таковых Н. Луман выделяет иерархию (асимметричное распределение власти, закрепляемое в нормативных актах и законодательстве в целом, а особенно в конституционном и административном праве), историю системы (судебные и административные прецеденты успешного разрешения конфликтов), договорообразную регуляцию (развитие гражданского права, особенно необходимое для развития предприятий и предпринимательства). Кроме этого, есть субинституты правовых обычаев и правовых доктрин. Такие субинституты помогают упорядочивать и систематизировать не только нормы права, но и управленческие операции, а также и сами взаимодействия различных агентов, права и обязанности физических, юридических и должностных лиц. Существенное различие регуляторов данных нормативных систем кроется в характеристиках ситуационности и дискреционности. Для управления, начиная от локального и кончая политическим управлением, в большей мере характерна ситуационность (принятие решений, исходя из обстановки «здесь и сейчас», оставляющей возможность разрывов с прошлыми и будущими решениями). Также и с дискреционностью – принятием решений по собственному усмотрению, в остановке, когда нормы права не могут обеспечить ориентацию в выборе действий, необходимых для решения проблемы.
Лит.: Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002; Луман Н. Власть. М., 2001; Тихонов А.В. Социология управления. М., 2009; Пригожин А.И. Дезорганизация. М., 2007; Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007; Петров В.М. Социальная и культурная динамика, быстротекущие процессы: информационный подход. СПб. 2008; Законодательная социология. Отв. ред. В.П. Казимирчук, С.В. Поленина. М.,2010; Социология права. Под ред. В.М. Сырых. М., 2004. В.М. Капицын