ПРАВОСЛАВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
ПРАВОСЛАВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
(диакония) — социальное служение Церкви, которое зародилось в первых христианских иерусалимских общинах, когда все верующие имели одинаковый социальный статус, все общее, которое разделяли по необходимости каждого.
Диакония понималась как Евангельская любовь и деятельная помощь нуждающимся по категориям и видам этой деятельной помощи: милостыня вообще и ее связь с богослужением; поддержка учащихся и служащих в общинах; поддержка вдов, одиноких и беспомощных женщин, детей-сирот, лишенных семейного попечения; поддержка больных, бедняков, нищих, беспомощных, беспризорных и нетрудоспособных; забота о пленных, узниках, заключенных в тюрьмах, сосланных на каторжные работы на рудники; забота о погребении бедных, бездомных, одиноких и беспризорных; забота о рабах и находящихся в рабском принуждении и угнетении; забота, попечение, участие и оказание помощи пострадавшим во время стихийных бедствий, болезней, эпидемий; помощь нуждающимся в трудоустройстве; забота о странниках и пришельцах.
П.б. складывалась столетиями, милосердие считалось добродетелью, понимаемой как готовность подать милосердие убогому, несчастному, престарелому, больному. При монастырях существовали странноприимные дома и больницы.
Традиции милосердия, благотворительности развивались на Руси со времени принятия христианства в 988 г., когда важнейшим направлением Церкви стало призрение — забота о бедных, неимущих. Уже при первых русских христианских князьях Владимире, Ярославе Мудром, Владимире Мономахе были созданы богадельни, бесплатные гостиницы для богомольцев, лечебницы, трапезные для странников. Дела милосердия и благотворительности были закреплены за Церковью Уставом князя Владимира Мономаха (“Правила о церковных людях”) и находились в ее руках до эпохи Петра I, когда церковная реформа упразднила патриаршее управление, поставив Церковь на службу государству.
П.б. оставалась важнейшим направлением церковной деятельности до 1917 г. Декретом советской власти Церковь была отделена от государства и школы, ей было запрещено заниматься какой-либо социальной заботой. Однако даже в годы атеизма Церковь продолжала нести социальное служение.
Изменение в отношения власти и Церкви внесла перестройка. В 1985 г. государство поддержало желание церковных деятелей включиться в возрождение движения милосердия и благотворительности, включив представителей духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина.
Возвращению П.б. положили начало Конституция РФ 1993 г., федеральные законы “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, “О некоммерческих организациях”. На основании Федерального закона “О свободе совести и религиозных объединениях” 1997 г. религиозным организациям было разрешено осуществлять благотворительную деятельность, проводить религиозные обряды в различных социальных организациях по просьбам находящихся в них граждан в специально выделенных администрацией помещениях.
П.б. в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ), целью которой является содействие людям в разрешении их жизненных проблем.
Развитию П.б. способствует деятельность Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, созданного в январе 1991 г., целью которого является оказание помощи незащищенным членам общества — сиротам, инвалидам, одиноким старикам, больным, беженцам и др. (Решением Священного Синода от 05.03.2010 председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению назначен епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон). Отделы по благотворительной деятельности и социальному служению созданы во всех епархиях РПЦ, они успешно осуществляют работу с различными категориями населения.
П.б. содействует Концепция духовного просвещения и благотворительности РПЦ, важнейшим направлением которой является благотворительная деятельность. Немаловажное значение для развития П.б. имеет Комиссия по церковной социальной деятельности, действующая при Епархиальном совете г. Москвы, целью которой является координация взаимодействия приходов и их социальной деятельности в Москве, инициирование и поддержка новых социальных проектов, прикрепление к каждому социальному объекту (дома ребенка, престарелых, больницы и др.) окормляющего храма.
Задачам П.б. призвана способствовать Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам социальной деятельности и благотворительности (председатель — митрополит Калужский и Боровский Климент). Целью Комиссии является поддержка семьи, материнства и детства; благотворительность, социальная деятельность на общецерковном, епархиальном, приходском уровнях; разработка подходов к осуществлению церковной заботы о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, малоимущих; борьба с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью и др.
В настоящее время П.б. осуществляется в следующих направлениях:
1. Работа в государственных учреждениях, предусматривающая оказание помощи в больницах, детских домах, интернатах и др. (осуществляется благотворительными братствами и сестричествами).
2. Создание собственных структур для реализации социальных программ — больниц, богаделен, образовательных, реабилитационных центров, гостиниц, призванных осуществлять работу с различными социальными категориями населения.
3. Реализация различных программ (медицинские, детские, образовательные и др.).
4. Развитие Православной службы “Милосердие” — оказание помощи ближнему и нуждающимся.
Развитию П.б. способствует социальное партнерство с государством, институтами гражданского общества.
С.А. Анисимова
Лит.: Конституция РФ от 12.12.1993; Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”; Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”; Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях”; Анисимова С.А. Традиции социального служения русской Православной Церкви // Поиск. М., 2011. № 1 (30). Январь-февраль; Никольский Н.М. История русской церкви. М.: АСТ: Мидгард, 2004; Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2011.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Милосердие и благотворительность в деятельности Русской православной церкви

Нечипорова Е. В.
Читать PDF

Социологический анализ православной благотворительности в современной России (рецензия на книгу: Вор

Ильин В. И.