ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Найдено 1 определение
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
важнейшая интегративная характеристика личности, основу которой составляют ее знания и опыт поведения в правовой сфере жизнедеятельности, а проявлением выступает способность ориентироваться в социально-педагогических ситуациях, связанных с правовыми отношениями. Как сложное образование, правовая компетентность может быть представлена единством личностного, операционного, процессуального и оценочного компонентов, которые обеспечивают в своем взаимодействии продуктивную социально-правовую деятельность и творческую самореализацию специалиста. Личностная составляющая проявляется в мотивации выбора правомерных вариантов поведения в социально-педагогических ситуациях, гносеологическая – в правовых знаниях; проявлением операционного компонента выступает совокупность педагогических умений поведения в сфере правового регулирования; процессуальная составляющая отражает технологические аспекты законопослушной деятельности, оценочная – представляет подсистему отношений личности к правонарушителям и нарушениям законности и правопорядка. Правовая компетентность личности жизненно важна, поскольку в любом возрастном периоде человеку необходимо соотносить свои поступки с действующим законодательством, активизируя представления, убеждения, доминирующие стратегии относительно того, что является правомерным или неправомерным. Правовая компетентность приобретает исключительное значение для социального работника как специалиста. Ее наиболее существенными признаками как важной личностно-профессиональной характеристики выступают: знание международной и национальной нормативноправовой базы, механизмов защиты прав и свобод детей и молодежи, конструктивных подходов, которые сложились в правозащитной социальной практике (основных прав, декларированных Конвенцией ООН о правах ребенка, механизмов реализации прав клиента с учетом конкретики его социально-правовой проблемной ситуации, действенных путей и средств защиты нарушенных прав и предупреждение таких нарушений), новейших изменений и дополнений, которые внесены в отечественное законодательство, направленные на его усовершенствование, форм социально-правовой помощи клиентам, находящихся в конфликте с законом, инновационных подходов к гуманизации наказаний несовершеннолетних правонарушителей, к усилению заботы об обеспечении юридических гарантий защиты их прав, сложившихся в отечественном и зарубежном правозащитном опыте, умения и навыки профессиональной деятельности (всех ее разновидностей – научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, управленческой), направленной на реализацию механизмов социально-правовой помощи семье, несовершеннолетним, проблемным социальным группам детей и молодежи; готовность к внедрению личностно-ориентированных технологий социально-педагогической работы (как общих – диагностики, оценивания, моделирования, проектирования, программирования, так и специфических – адаптации, компенсации, контроля, мобилизации, патроната, помощи, пропаганды, профилактики, сопровождения, терапии, анимации, консультирования, коррекции, обеспечения поддержки, посредничества, просвещения, реабилитации, стабилизации, экспертизы), имеющих целью осознание клиентом себя полноправной личностью, самоценной и способной к самостоятельным, ответственным, просоциальным действиям в жизненных ситуациях выбора. Социальный работник осознает личностно-профессиональную ответственность за состояние защиты прав, свобод и законных интересов клиентов, совершенствование систематического социально-правового самообразования с целью углубления представлений о причинах детской преступности, расширения осведомленности в специфических психолого-педагогических вопросах, связанных с несовершеннолетним клиентом как субъектом преступности. Как представитель «профессии защиты» социальный работник акцентирует свою личностнопрофессиональную причастность к успешному формированию правовой культуры клиентов и общества в целом, инициирует правозащитные начинания на любом уровне – конструктивно-проектном, организационнорегулятивном, оценочно-коррекционном, творческом. Его деятельность направлена на защиту прав и свобод клиентов, эффективный контроль над их соблюдением, на оптимизацию правового воспитания, на анализ правовой сферы социума и распространение социально-правовой информации относительно соблюдения прав, законных интересов детей и молодежи. Принципиальную значимость имеет осознание продуктивности и адекватного понимания необходимости развития ретрибутивного («восстановительного») правосудия, перспективности идеи создания «общественных уполномоченных» (омбудсменов) по правам детей и молодежи, действенного участия социально-педагогического сопровождения выпускников школ-интернатов, несовершеннолетних правонарушителей на стадиях предварительного следствия и судебного рассмотрения, фундаментальности положения о том, что уважение прав человека начинается с отношения общества к детям, важности его успешной деятельности в становлении правового государства.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
216.51 кб

Технология формирования правовой компетентности будущего социального работника в процессе вузовского

Губанов Максим Юрьевич
В статье представлены компоненты технологии обучения социальных работников в вузе, позволяющие формировать правовую компетентность. Автором рассмотрены этапы и методы формирования правовой компетентности студента.