ПРЕДПРИЯТИЙ СЕКТОРА ГРАНИЦЫ

Найдено 1 определение
ПРЕДПРИЯТИЙ СЕКТОРА ГРАНИЦЫ
определяются на основе критериев и принципов системы национальных счетов (СНС). В первую очередь, для выделения сектора пр-тий используется признак резидентности. Для выделения однородных групп в совокупности резидентов, т.е. в пределах внутренней экономики, применяется центральная классификация СНС- классификация экономических агентов внутренней экономики по институциональным секторам (см. рис. 1). Критерий отнесения резидентов к институциональному сектору пр-тий- тип приоритетной группы экономических операций, осуществляемых экономическим агентом, поэтому относительная неоднородность экономической деятельности по тем или иным признаком не может мешать однозначной классификации единиц наблюдения. На первом уровне секторальной классификации совокупность экономических агентов-резидентов, подразделяют на два функциональных типа: потребители и производители. Сектор пр-тий является сектором производителей. На следующем уровне классификации высоко неоднородную группу единиц- производителей группируют по институциональному типу, выделяя рыночных и нерыночных производителей. Пр-тия- это рыночные производители, т.е. экономические агенты, которые осуществляют в основном рыночный выпуск и, следовательно, приоритетный тип финансирования их деятельности- рыночная выручка от реализации продукции. На последнем уровне классификации они подразделяются по функциональному признаку на подсектора финансовых и нефинансовых пр-тий. Кроме того, в экономическом пространстве существуют нерыночные производители, которые финансируются путем добровольных трансфертных платежей, поступающих от тех или иных экономических агентов как своего рода плата за услуги этих производителей, оказываемые на некоммерческой основе, т.е. бесплатно или по экономически незначимым ценам. Если некоммерческие орг-ции (НКО) оказывают такие услуги экономическим агентам-производителям (того или иного типа), то это означает, что в соответствующем сегменте рынка наблюдается своего рода симбиоз, взаимовыгодное добровольное сотрудничество производителей различных типов путем перераспределения доходов соответствующего институционального типа внутри симбиоза. Тогда соответствующие НКО и потребителей их услуг, которые осуществляют финансирование произ-ва, объединяют в единый институциональный сектор, в рамках соответствующей группы экономических агентов-производителей.
img width="465" height="473" src="/upload/content/1582184185_28.files/image035.jpg"
Т.о., сектор пр-тий - совокупность институциональных единиц, т.е. хозяйствующих субъектов, которые имеют сходные цели (получение дохода на регулярной основе за счет реализации продукции на рынке), функции (произ-во товаров и услуг) и источники финансирования (рыночную выручку), обуславливающие их сходное экономическое поведение. Рассмотрим подробнее состав сектора пр- тий, включающего, в соответствии с центральной классификацией СНС, финансовые и нефинансовые корпорации (ФП и НФП), а также обслуживающие пр- тия некоммерческие орг-ции рыночного типа. Некоммерческие орг-ции (НКО)- пр- тия, созданные с целью произ-ва товаров и услуг, чей статус не позволяет им служить источником прибыли или финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют (физические лица, корпорации, государство). Некоммерческие орг-ции могут быть как нерыночными, так и рыночными производителями. Решение об отнесении их к той или иной группе должно приниматься в зависимости от характера финансирования их затрат. К рыночным некоммерческим орг-циям относятся орг-ции, устанавливающие за оказываемые услуги плату, позволяющую им возмещать производственные затраты и получать прибыль, которую они оставляют в своем распоряжении. Получение прибыли не является их осн. целью. Они могут также использовать в дополнение к выручке от оказания услуг доходы от собственности и за счет этого устанавливать плату за услуги, покрывающую затраты на них. К ним относятся: а) некоммерческие орг-ции, создаваемые коммерческими пр-тиями для получения от них различных услуг и представления собственных интересов (напр., торгово-промышленные палаты, биржи, ассоциации предпринимателей); б) некоммерческие орг-ции, цель которых- предоставление за плату услуг высокого качества в области здравоохранения, образования и т.п. (напр., негосударственные больницы, школы, университеты). Рыночные некоммерческие орг-ции относятся к рыночным производителям, т.е. к пр-тиям. Статус некоммерческой орг-ции позволяет получить налоговые льготы и другие преимущества, поэтому этот статус могут стремиться получить типично рыночные производители. В составе сектора пр-тий выделяются два функциональных типа единиц: 1) подсектор "нефинансовые пр-тия" включает резидентные нефинансовые экономические единицы, занятые рыночным произ-вом товаров и нефинансовых услуг, всех форм собственности и организационно-правовых форм (корпорации и квазикорпорации). Ресурсы этих единиц формируются, гл. обр., за счет средств, полученных от продаж товаров и услуг, но они могут покрывать часть издержек за счет субсидий из гос. бюджета. В этот сектор также включаются: а) некоммерческие орг-ции, занятые рыночной деятельностью (напр., некоммерческие товарно-сырьевые биржи); б) некоммерческие орг-ции, обслуживающие предпринимателей (торговые палаты, с.-х., пром. и торговые ассоциации и т.п.), осн. источник финансовых ресурсов которых- отчисления или взносы заинтересованных предпринимателей, рассматриваемые как оплата услуг этих некоммерческих орг-ций; в) хоз. общества, созданные некоммерческими орг-циями для реализации своих уставных задач, часть прибыли которых поступает в бюджет некоммерческой орг-ции наряду с платой за консультационные, информационные и другие услуги, оказываемые ее службами по договорам, доходами от орг-ции денежно-вещевых лотерей, аукционов и др. По практическим соображениям в этот сектор могут включаться некорпорированные пр-тия, собственники которых- гос. учреждения. Т.о., сектор включает корпорации и квазикорпорации, осн. функция которых- произ-во продуктов и нефинансовых услуг для реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки произ-ва и обеспечивающим получение прибыли. 2) подсектор «финансовые корпорации»- состоит из корпораций и квазикорпораций, осн. деятельность которых связана с произ- вом финансовых услуг для реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки и обеспечивающим получение прибыли. Он включает резидентные финансовые корпорации и квазикорпорации, занятые финансовым посредничеством и другими связанными с ним финансовыми услугами на коммерческой основе. Это банки и страховые учреждения, пенсионные фонды, фондовые биржи, брокеры, дилеры, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, трастовые компании, депозитарии и т.п. Их ресурсы формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий, комиссионных. К сектору финансовых учреждений следует относить Центральный банк РФ, несмотря на тот факт, что он независим и определяет эмиссионную политику. В сектор финансовых учреждений входят также некоммерческие орг-ции, создаваемые и финансируемые финансовыми учреждениями. С точки зрения однородности типа функционирования (рыночный выпуск и финансирование за счет выручки) для составления счетов произ-ва, потребления и капиталообразования часто бывает целесообразно рассматривать единый сектор пр-тий. Сектор пр-тий охватывает деятельность всех экономических агентов по произ-ву товаров, предназначенных для реализации на рынке, оказанию коммерческих услуг (в т.ч. финансовых). К этому же сектору относятся гос. пр-тия, выпускающие продукцию, аналогичную той, которая реализуется на рынке, даже если она реализуется бесплатно или по ценам, ниже себестоимости. Данный сектор также охватывает произ-во с.-х. продукции для собственных нужд, стр-во, осуществляемое хозяйственным способом и услуги по использованию жилых зданий и сооружений, независимо от того, используются ли они владельцами или сдаются в аренду. Информационная основа СНС в части описания его экономической деятельности- статистика пр-тий: корпораций, квазикорпораций и некорпорированных пр-тий. Корпорации- юридические лица, созданные для рыночного произ-ва товаров и услуг с целью получения прибыли или иной финансовой выгоды для своих владельцев (коммерческие орг-ции). Они действуют отдельно от своих владельцев, имеющих ограниченную ответственность по их обязательствам. К корпорациям обычно относятся коммерческие орг-ции в форме акционерных обществ, хозяйственных товариществ с ограниченной ответственностью, ответственность учредителей (участников) которых ограничена пределами внесенных вкладов, принадлежащих им акций, паевых взносов. Пр-тие, не являющееся отдельной от своего владельца хоз. единицей, рассматривается как некорпорированное пр-тие. Если некорпорированные пр-тия действуют как корпорации, т.е. ведут самостоятельный учет, реализуют свою продукцию на рынке по экономически значимым ценам, обладают определенной самостоятельностью в отношении управления процессом произ-ва и использования средств, то они называются квазикорпорациями и рассматриваются так же, как корпорации. Квазикорпорациями являются, напр., гос. пр-тия, филиалы иностранных фирм. Некорпорированные пр-тия, не обладающие такой самостоятельностью как квазикорпорации, рассматриваются как составная часть институциональных единиц, к которым они относятся. Некорпорированные пр-тия, кроме квазикорпораций, делятся на две группы: 1) некорпорированные пр-тия, собственниками которых являются орг-ции гос. управления (напр., типографии гос. учреждений); 2) некорпорированные пр- тия, собственниками которых являются домашние хоз-ва, напр.: предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица (как зарегистрированных, так и незарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя); б) крестьянское (фермерское) хоз-во, осуществляемое без образования юридического лица; в) личное подсобное хоз-во. Сектор пр-тий- осн. костяк рыночной экономики, состоящий из рыночных единиц, однородных по ряду терр., функциональных и институциональных признаков. Эти признаки и формируют его границы.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика