ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
представляет собой систему норм, правил и образцов поведения коллективного хозяйствующего субъекта, которая играет роль социального механизма регуляции его экономической деятельности. Данный механизм обеспечивает трансформацию объективно сложившейся стратегии экономического развития макросистемы, в структуре которой функционирует предприятие, в тактику его конкретных практических действий. При этом предполагается, что вырабатываемая хозяйствующим субъектом тактика формируется на основе преимущественно рационального выбора экономических альтернатив, способствующих в своей совокупности сохранению и развитию предприятия в целом. Основой социального механизма П. э. к. является способ организации в единую систему его технической, экономической и социальной подсистем.
Техническая подсистема объединяет два компонента: вещественно-технический (орудия труда, строения, сырье и технологические процессы) и социально-организационный (инженерное, конструкторское и технологическое обеспечение производства). Органическое взаимодействие названных компонентов составляет базу функционирования и развития технической подсистемы, цель которой – техническое и технологическое обеспечение производства. Экономическая подсистема предприятия состоит из производственно-экономического компонента, включающего производственно-организационные структуры (предприятие – цех – смена – бригада – звено), а также системы обеспечения экономической эффективности производства, и социально-организационного компонента, к которому относятся функциональные действия представителей трудового коллектива по обеспечению работы первого компонента экономической подсистемы. Социально-организационный компонент складывается из профессиональной деятельности различных экономических служб – службы главного экономиста, главного бухгалтера, маркетинга и т. п. Взаимодействие двух компонентов экономической подсистемы призвано обеспечить предприятию экономическую эффективность его хозяйственной деятельности в контексте производственно-экономического развития отрасли и макроэкономической системы в целом. Социальная подсистема предприятия включает как социальные отношения внутри трудового коллектива, так и его отношения с внешней средой в процессе хозяйственной деятельности.
Данная подсистема, подвергаясь воздействию материально-вещественных компонентов всей системы предприятия, способна сама оказывать мощное влияние на техническую и экономическую подсистемы. Социальные, демографические, психологические и другие индивидуальные характеристики работников, преломляясь через их отношения в процессе производственной деятельности, нередко выступают весомым фактором, определяющим специфику взаимодействия составляющих предприятие подсистем. Таким образом, социальная подсистема может оказывать значимое влияние на способ организации всей системы предприятия. В процессе хозяйственной деятельности предприятия вырабатываются определенные специфические правила взаимодействия его подсистем. Эти правила составляют содержание П. э. к. Последняя выполняет три основные функции по отношению к трансформируемой стратегии развития экономической системы, в структуре которой предприятие осуществляет свою деятельность – трансляционную, селекционную и инновационную. Если в сфере П. э. к. преобладают традиционные для хозяйственной среды правила, нормы и ценности, определяющие в своей совокупности принцип взаимодействия подсистем предприятия, то экономическая культура выполняет преимущественно трансляционную функцию. Такой тип культуры определяется как традиционный. В том случае, если П. э. к. не только транслирует, но и отбирает из задаваемых стратегией норм, правил и образцов поведения те, которые в большей степени способствуют выживанию и развитию предприятия, то такая культура может быть названа селекционной. Когда же наряду с трансляционной и селекционной функциями П. э. к. выполняет инновационную, суть которой заключается в самостоятельной выработке или заимствовании из других хозяйственных систем новых правил и образцов поведения, то такой тип экономической культуры называется инновационным. Представленная типология в значительной мере идеальна.
На практике целесообразно говорить лишь о преобладании в П. э. к. черт того или иного типа. Традиционный тип экономической культуры характерен для предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях командно-административной экономики; селекционный тип – для коллективных субъектов, функционирующих в условиях переходной экономики; а инновационный тип экономической культуры – отличительная особенность предприятий, работающих в условиях развитой экономической макросистемы с богатой структурой и вариативными связями, которые обеспечивают хозяйствующему субъекту широту и свободу выбора. Плодотворность рассмотрения экономической культуры коллективного хозяйствующего субъекта с позиции социального механизма заключается в возможности выхода на способы корректировки экономического поведения предприятия посредством воздействия на способ организации его подсистем. Вскрытие закономерностей взаимодействия компонентов системы – необходимое условие выработки рациональной хозяйственной тактики, цель которой – оптимизация использования доступных ресурсов (материальных, энергетических, финансовых, трудовых и т. д.) для достижения максимально возможного экономического эффекта во имя сохранения и развития структуры предприятия.
Лит.: Григас Р. Социальная организация предприятия и ее функции. – Вильнюс, 1980; Соколова Г. Н. Экономическая социология. – Минск, 1995; Кобяк О. В. Экономическое поведение предприятия и форма собственности: социологический анализ // Белорус. экон. журн. – 1998. – № 4. О. В. Кобяк

Источник: Экономико-социологический словарь.