определяется как устойчивая форма организации хозяйственной деятельности, которую предприятие как целостный коллективный субъект экономических отношений реализует на практике. Оно представляет собой форму организации деятельности в сфере взаимоотношений с внешней средой (рынки сырья, рынки сбыта, рынки трудовых ресурсов и др.) и сфере взаимоотношений с внутренней средой, т. е. трудовым коллективом. Во внешней среде предприятие выступает как организатор спроса на рабочую силу на рынке труда, а во внутренней среде – как субъект управления трудовым коллективом с целью формирования определенного трудового поведения. Формирующиеся рыночные отношения вынуждают предприятие изменять свое экономическое поведение: изменяются связи с рынками сырья и рынками сбыта продукции; производится поиск собственной ниши на рынке товаров; изменяются отношения с заказчиками; формируются отношения со службой занятости как основным механизмом рыночной инфраструктуры. Адаптация предприятия к рыночной среде происходит, как правило, за счет определенных внутренних реорганизаций, непосредственно затрагивающих интересы и положение трудового коллектива, который реагирует на эти изменения тем или иным образом, т. е. изменяет свое трудовое поведение.
Трудовое поведение – это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работников, связанных с совпадением их профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации. Проблемная ситуация состоит в том, что, с одной стороны, формирующиеся рыночные отношения делают экономическое поведение предприятия более вариативным и изобретательным, предлагая ему большое число альтернатив, а с другой – условия экономического кризиса и разрыв в ряде случаев производственных отношений с внешней средой вынуждают предприятие переходить в режим выживания с не всегда предсказуемыми социально-экономическими последствиями. От эффективности экономического поведения как формы организации хозяйственной деятельности зависит положение предприятия и перспективы его развития.
Лит.: Соколова Г. Н. Экономическое поведение: типы и формы проявления // Экономическая социология. – Минск, 1995; Кобяк О. В. Экономическое поведение предприятия и форма собственности: социологический анализ // Белорус. экон. журн. – 1998. – № 4. Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк