Підприємницька культура. Entrepreneurial culture. В западной социологии – отличительная особенность социетальной культуры на уровне капиталистического развития общества, проявляемая в индивидуальной инициативе, энергичности и уверенности в собственных силах, что в совокупности составляет предпринимательский дух. Считается, что П. к. обеспечивает динамичное экономическое развитие капиталистического общества и обусловливает возможность существования государства всеобщего благоденствия. Основой П. к. являются рыночные принципы экономической и социальной жизни, стимулирующие частную инициативу и конкуренцию. Правила проявления частной инициативы и ведения конкуренции собственно и составляют П. к., в которую включается еще и ответственность индивида за свое благосостояние. У П. к. есть и обратная сторона, оказывающая непосредственное влияние на социетальные особенности капитализма. Она, с одной стороны, создает возможность существования “государства всеобщего благоденствия”, а с другой – подрывает его основы, создавая конкуренцию государственной собственности и тем сокращая возможности государственного бюджета вкладывать средства в социальные программы. Считается, что ответить на вопрос о том, возможно ли разрешение данного противоречия, социологи и политологи не могут. Это скорее всего одна из причин того, что термин “государство всеобщего благоденствия” в современной западной науке практически больше не употребляется. В марксизме тенденция усиления влияния частного капитала на социальные процессы называется “наступлением капитала”, которое, как правило, приводит к ухудшению социального положения трудящихся, что и создает объективные предпосылки перехода к социализму. См. также Государство всеобщего
благоденствия и Социетальная культура.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
Предпринимательская культура
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
ENTERPRISE CULTURE) Определенная социетальная культура, в рамках которой ценятся такие качества, как индивидуальная инициативность, энергичность и самостоятельность. Считается, что общества, обладающие такой культурой и отличающиеся наличием предприимчивых индивидов, превосходят в экономическом плане общества, для которых характерны высокая степень государственного регулирования, государственная собственность и осуществление в широком масштабе программ государства всеобщего благосостояния. Утверждается также, что общества первого типа предоставляют индивидам большую свободу по сравнению с обществами второго типа, подавляющими индивидуальную инициативу. Развитию предпринимательской культуры (главным образом, за счет внедрения рыночных принципов во все сферы экономической и социальной жизни) пытались содействовать консервативные правительства в Британии в 1980-е и 1990-е гг. В этот период было прекращено регулирование финансовых рынков; службы, находившиеся в государственной собственности, такие, как газо- и водоснабжение, были проданы в частные руки (приватизация); в общественном секторе, включающем здравоохранение и образование, были введены коммерческие принципы. Считалось, что помимо стимулирования индивидуальной инициативы эти изменения вели к росту власти потребителей и соответственному уменьшению власти производителя (отчасти посредством поддержки конкуренции), а также поощряли или заставляли индивидов принимать ответственность за свое благосостояние. Фактически это означало принижение роли профессионального опыта и авторитета, особенно тех, кто был занят в сфере услуг, обеспечиваемых государством. Пока еще рано говорить о том, что эти изменения привели к появлению более предприимчивых индивидов и организаций. Очевидно однако, что одним из результатов данных изменений был заметный демонтаж государства всеобщего благосостояния и системы государственной собственности. См. также: Капитализм; Новые правые; Постмодерн; Предпринимательство. Лит.: Keat and Abercrombie (1991)
Источник: Социологический словарь