представляет собой упорядоченную совокупность осознанных, социально и личностно значимых действий предпринимателя, отражающих используемые данным хозяйствующим субъектом принципы отбора экономических альтернатив. Отдельные действия предпринимателя могут быть самыми разнообразными, но вместе с тем их объединяет нечто особенное. Эта специфика замечается внешним социальным окружением, выделяется и становится характеристикой как предпринимательского поведения, так и самого хозяйствующего субъекта. Например, когда о предпринимателе говорят, что на него можно положиться, это означает, что он совершил множество действий, в которых был верен заключенным договорам, выполнял свои обязательства и доводил до конца начатое дело. Таким образом, характеристика действий предпринимателя становится характеристикой его поведения, которая в свою очередь распространяется на внутренний мир хозяйствующего субъекта. П. п. соотносится с предпринимательской деятельностью как особенное с общим.
Все, что характеризует деятельность, распространяется как общее на поведение, а поведение, будучи особенным, вносит в деятельность собственное разнообразие, так или иначе влияя на ее результат. Понятие «П. п.» отличается от понятия «действие предпринимателя» повторяющейся особенностью и целостностью, которые предполагают единство духовного, социального и биологического в каждом хозяйствующем субъекте. Нарушение этого единства порождает внутренний конфликт как несоответствие личностного общественному (проблема возможностей) или личностного индивидуальному (проблема средств). Пути выхода из сложившейся конфликтной ситуации связаны в первом случае со сменой макрохозяйственной системы, в которой предприниматель осуществляет свою деятельность, во втором –с целенаправленным повышением собственного потенциала (финансового, образовательного, физического). П. п. является, как правило, активным типом экономического поведения с выраженными компонентами инновационного поведения. В социологии критериями выделения того или иного вида П. п. являются степени его соответствия различным общественным нормам (профессиональным, правовым, моральным и т. д.), причем адекватная социальная оценка конкретного П. п. возможна на основе сравнительного анализа результатов его классификации по разным основаниям.
Например, П. п. главного героя художественного к/ф «Берегись автомобиля!» Юрия Деточкина было абсолютно противозаконным и вместе с тем высокопрофессиональным, социально ответственным и весьма моральным. В целом же эффективность П. п. для его носителя определяется результативностью совершенных предпринимателем действий по реализации предпринимательской идеи в процессе достижения предпринимательского успеха. Что касается социальной эффективности П. п., то она определяется вкладом конкретного вида поведения в расширение спектра возможностей для развития человеческого потенциала в рамках данного сообщества.
Лит.: Экономическое поведение: типы и формы проявления // Соколова Г. Н. Экономическая социология. – Минск, 1995; Громкова М. Т. Организационное поведение. – М., 1999; Лученок А. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – Минск, 1999; Бусыгин А. В. Предпринимательство. – М., 1997; Кобяк О. В. Экономический человек: закономерности формирования и механизмы управления поведением. – Минск, 2006. О. В. Кобяк