ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Найдено 1 определение
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
инициативная, не противоречащая закону самодеятельность граждан, направленная на получение дохода в результате использования своих способностей в применении имеющихся в наличии средств производства (земли, капитала, природной среды, труда, включая и собственный ресурс). Сельский предприниматель, организуя путем комбинации этих ресурсов собственное производство, проявляет инновационное мышление, инициативность, коммуникабельность, настойчивость, способность взять на себя ответственность за свое дело и др. Этими качествами он отличается от других селян.
В сельской местности существенную роль играет подразделение различных видов экономической самодеятельности на непредпринимательские (сбор ягод, плодов, трав, ловля рыбы и ведение личного подсобного хозяйства) и предпринимательские (крестьянские и фермерские хозяйства, агроусадебный, туристический и т. п. бизнес). Формальным критерием отнесения их к тому или иному виду является официальная регистрация. Данный факт в некоторых случаях приводит к уходу от налогов и вместе с тем – к появлению проблем социального характера (исчисление трудового стажа, начисление пенсий и др.). По направлениям предпринимательской деятельности можно выделить следующие: базирующиеся на использовании местных ресурсов (хотя оно более понятно и доступно сельчанам, оно более рисковано, на него сложнее привлекать инвестиции и оно, как правило, не приносит высоких доходов предпринимателю); связанное со строительством инфраструктуры (дает более высокие доходы, однако бывает ущербным для окружающей среды); основанное на агропромышленной интеграции, в результате которой формируются единые технологические цепочки по производству готовых продуктов (деятельность по переработке, хранению, транспортировке, строительству, ремонту и техническому обслуживанию).
Размещаемые на сельской территории предпринимательские виды деятельности должны отвечать следующим условиям: должны быть связаны с использованием местных ресурсов, способствовать занятости сельского населения, не наносить экологического вреда местности, приносить реальную экономическую помощь в виде налогов территории, на которой они размещены. Формы предпринимательской деятельности на селе различаются также по количеству участников и характеру взаимодействия между ними: индивидуальные (крестьянское, фермерское хозяйства) и коллективные (коммерческие организации (общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, ОАО, ЗАО, товарищества, производственные кооперативы, государственные, муниципальные и частные унитарные предприятия) и некоммерческие (потребительский кооператив, ассоциации, фонды, союзы). Однако несмотря на многообразие этих форм предпринимательской деятельности, в настоящее время в Беларуси нашли распространение лишь некоторые из них. Основными причинами пассивности развития индивидуальных форм предпринимательства являются слабое знание селянами способов и механизмов организации собственного дела, боязнь риска, нежелание брать высокую ответственность наряду с неуверенностью в успехе и отсутствие целенаправленного внимания и помощи со стороны местной и государственной властей.
Лит.: Никольский С. А. Аграрный курс России. – М., 2007., Смирнова Р. А., Кузьменко Т. В. и др. Человеческий потенциал белорусской деревни. – Минск, 2009; Сельская экономика: учебник / под ред. С. В. Киселева. − М., 2008. Р. А. Смирнова

Источник: Экономико-социологический словарь.