ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
англ. representations, collective; нем. kollektive Vorstellung. По Э. Дюркгейму - совокупность символов и идей, традиций, привычек, обычаев, имеющих сходное значение для всех членов соц. общности, вызывающих у них сходные интеллектуальные и эмоциональные реакции, обеспечивающих единство соц. общности, солидарность ее членов. К. п. выражаются в моральных предписаниях, юридических нормах, религиозных верованиях, материальных символах и понятиях.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
одно из основных понятий социологии Э. Дюркгейма. К.п. выражают коллективные чувства и идеи, к-рые обеспечивают единство и сплоченность соц. группы, являясь т. обр. важнейшим фактором соц. солидарности (см. Теории солидарности). Они выражаются в моральных максимах, юридич. кодексах, религиозных верованиях и т. п. Могут находить выражение в разного рода материальных символах, имеющих важное значение для жизни соц. группы или всего об-ва. а также в общих концептах (категориях), сражающих коллективный опыт. Будучи важнейшими соц. факторами П.к. являются, по Дюркгейму, предметом социологии. Е.В. Осипова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Коллективные представления
Колективні уявлення. Collective imagination. 1. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – общие идеалы и верования, чувства, моральные аксиомы, правосознание и право и т. д., являющиеся основой коллективного (общего) сознания. 2. Согласно Л. Леви-Брюлю – форма мышления, предшествующая логической, свойственная первобытному человеку и функционирующая по законам партиципации (сопричастности индивида к роду). Она пралогична, т. е. мышление и сознание тут еще не разделены на особые формы функционирования духовной культуры. Отсутствие рационального отражения мира приводит к мистификации действительности. Пралогическое мышление с течением времени структурировалось на чувственное отражение действительности и логическое (рациональное) мышление. Таким образом, в современной структуре духовной культуры мы можем выделить культуру чувств и культуру рационального мышления. См. также Культура чувств, Культура научного мышления и Структура культуры.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
COLLECTIVE REPRESENTATIONS) В работе «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейм (Durkheim, 1912) утверждает, основываясь на результатах полевой работы Б. Спенсера и Ф. Гиллена в конце XIX в. («Северные племена Центральной Австралии» — Spencer and Gillen, 1904), что религиозные верования, касающиеся сакральных (священных) феноменов, являются на самом деле коллективными представлениями общества или социальной группы в целом. Эти представления периодически возрождаются в результате осуществления коллективных ритуалов, способствующих возникновению сильной эмоциональной привязанности к обществу, которую Дюркгейм называет «коллективным возбуждением» («collective effervescence»). Его социология знания может пониматься также как критика кантовского идеализма, поскольку Дюркгейм рассматривает фундаментальные категории сознания (такие, как время и пространство) как продукт общества, имеющий вид коллективных представлений. С этой точки зрения, даже в современном обществе, испытавшем процесс секуляризации, коллективные представления и коллективные чувства все еще играют важную роль. См. также: Общество спектакля; Религия; Сакральное.
Источник: Социологический словарь