Предыстория социологии
Предыстория социологии
1.Цивилизация древнего Двуречья.(XXVIII век до н.э.)
Наиболее древний социальный документ - "Законы царя Хаммурапи". Раскрывается специфика социальных отношений, классовая структура того общества(существовало 3 класса свободных людей и класс рабов), прослеживаются взаимоотношения между различными классами того общества.
2.Цивилизация Древнего Египта. (XVIII-IVвв. до н.э.)
Древнейшие письменные документы (папирусы, поэмы, повести писцов) дают нам детализированную и разнообразную коллекцию социальных фактов, мы узнаем о первых социальных конфликтах.
3.Цивилизация Древней Индии. (XVIII-IVвв. до н.э.)
"Законы Ману" - появляются зачатки социальной аналитики, попытки определить причинно-следственные связи в социальных явлениях. Период накопления социальных фактов, их фиксации.
4.Древний Китай. .(VIII-VII век до н.э.)
"Пятикнижье" - впервые сформулированы диалектические принципы познания. Из "Пятикнижья" выросли шесть главных направлений древнейшей китайской философии:
1.Школа Инь - Ян - важнейшие философские понятия, развернута роль противоречия в качестве основной движущей силы взаимодействия и развития в обществе и его духовной жизни.
Пять остальных школ китайской философии сосредоточены на социальной проблематике, их непосредственная цель - помощь государственным деятелям в управлении социальными процессами.
2.Конфуцианство (основатель - Конфуций)- основной упор на преемственности поколений, на бережном отношении к тому, что накоплено предыдущими поколениями в социальной жизни. Идея государства как строгого, но справедливого отца, заботящегося о моральном и материальном воплощении благополучия своих поданных.
3.Школа моизма(основатель- Мо Цзы)- борьба за социальное равенство, справедливость, выражение интересов среднего класса.
4.Школа имен - считали, что нововведения носят "социальные загрязнения" в жизнь общества, и, чтобы улучшить жизнь и очиститься от искажений, надо вернуться к славным истокам.
5.Школа Дао (Даосизм)- основной принцип: общество должно работать при минимальном вмешательстве управленческих структур. Все социальные процессы должны быть организованы на принципах саморегуляции, а ключевой метод социального управления - самоуправление.
6.Школа легизма, или школа закона (основатель Фа-Цзя)- заложили основу концепции правового государства, считая, что эффективную государственную машину и логичное управление можно организовать
с помощью систем законов и формальных правил, исключая мораль и этику из практики соц. управления.
5.Античная цивилизация.
(Древняя Греция, Древний Рим, V век до н.э.-II век н.э.)
Высшего расцвета достигла во времена золотой классики(V век до н.э.-III век до н.э.). В это время началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности:
1)Общество-естественное образование, человек-существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества существовать не может. Государство-продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.
Аристотель(484-422гг. до н.э.).
Луций Анней Сенека (ок.5г. до н.э.-65г. н.э.).
Утверждали, что человек-существо общественное, так как обладает речью. Общество-любое объединение людей, чем-то соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения рассматривали семью. Государство считали естественным образованием, абсолютно необходимым условием существования человека. Первые социальные реалисты.
2)Общество - искусственное образование, человек-существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека - внеобщественное и дообщественное. Общество - своего рода искусственный организм, созданный людьми для блага индивидов.
Платон(427-347гг. до н.э.)
Эпикур
Лукреций.
Считали, что общество-результат изобретения и целенаправленной деятельности людей.
6.Эпоха европейского средневековья.(IV-XIIIвв.)
Продолжена и развита идея единства человеческого рода и общества.
Августин Блаженный (ок.413-426гг.)
Фома Аквинский(1225-1274гг.)
Боссюэ(1627-1774гг.)
Понятие общества носило конфессиональный характер, оно относилось, прежде всего, к католической церкви и ее приверженцам, понималось как наднациональная и вненациональная сущность.
7.Арабская цивилизация(X-XIIвв.).
Ибн Хальдун - произведение "Мукаддима"- впервые в истории социальной мысли обобщил социетальные закономерности развития человечества. Вывел основной постулат социологического знания об обществе: " История есть непрерывный закономерный процесс, на который воздействует совокупность социальн0ых факторов".
8.Эпоха Возрождения(XVII-XVIIIвв.).
Основные черты:
1.Универслизм личности, то есть равенство людей по отношению друг к другу.
2.Научный скептицизм, то есть необходимость создания стройной и полной картины мира, не прибегая к мистике и оккультизму.
3.Гедоним и эйдетизм, то есть признание благополучия и счастья личности как высшей формы ценности и цели существования общества.
Эти века отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора, общество начинает отождествляться с нацией и национальным государством.
Последователи теории естественного состояния:
Вольтер(1694-1778), Монтескье(1689-155), Кондорсе(1743-1794), Вико(1668-1774).
Последователи теории общественного договора:
Локк(1632-1704), Гоббс(1588-1679), Руссо(1712-1778).
Возникновение научной социологии - выдающихся направлений в европейской социологической мысли:
-шотландская политическая экономия (Смит, Фергюсон)
-французский утопический социализм (Сен-Симон, Бабеф, энциклопедисты)
-немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)
Источник: Термины по социологии: глоссарий, проект Kidnina.ru