подсистема показателей финансовых результатов произ-ва, включающая абсолютные показатели финансовых результатов. Система показателей прибыли, формирующихся в соответствии с рос. стандартами отчетности включает показатели: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Валовая прибыль определяется как разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ услуг. Прибыль от продаж меньше величины валовой прибыли на величину коммерческих и управленческих расходов. С использованием факторных индексных моделей проводится оценка относительного и абсолютного изменения прибыли от продаж за счет отдельных факторов. Модель может быть представлена в виде:
img width="276" height="58" src="/upload/content/1582184185_28.files/image081.jpg"
где Ï i - прибыль от продаж каждого из видов продукции пр-тия;
img width="20" height="29" src="/upload/content/1582184185_28.files/image082.jpg"
- средняя по пр-тию рентабельность продаж;
img width="44" height="39" src="/upload/content/1582184185_28.files/image083.jpg"
общая выручка пр-тия от продаж; R i - рентабельность продаж каждого из видов продукции; d i - структура выручки от продаж. Изменение прибыли от продаж, как видно из модели, зависит как от прибыльности реализации- рентабельности продаж, так и от факторов, характеризующих структуру и объем реализации в стоимостном выражении. Прибыль (убыток) до налогообложения определяется на основе прибыли от продаж с учетом сальдо прочих доходов и расходов. Раскрываемые в рос. отчетности (Форма №2) прочие доходы и расходы включают статьи: проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других орг-циях, прочие доходы, прочие расходы. Чистая прибыль пр-тия определяется с учетом текущего налога на прибыль, а также отложенных налоговых активов и обязательств. Поскольку современный учет на пр-тии ведется как для составления бухгалтерской, так и налоговой отчетности, использование которой существенно различается как по целям, так и субъектам, различаются и оценки одних и тех же объектов учета. Общий порядок отражения в финансовой отчетности расчетов по налогу на прибыль предусмотрен международным стандартом финансовой отчетности (МСФО - 12) «Налоги на прибыль». В РФ аналог МСФО - 12- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», устанавливающее правила формирования и порядок раскрытия информации о расчетах по налогу на прибыль. Применение этого положения позволяет отразить в учете и отчетности отличие налога на бухгалтерскую прибыль, признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в последующих периодах. Под отложенным налоговым обязательством- та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в последующих периодах. Т.о., чистая прибыль определяется: прибыль (убыток) до налогообложения + отложенные активы- отложенные обязательства- текущий налог на прибыль. Пр-тия, формирующие финансовые результаты в соответствии с междунар. стандартами отчетности в качестве одного из осн. показателей определяют прибыль до вычета процентов и налогов или операционную прибыль (Earnings Before Interest and Taxes- EBIT). Этот показатель имеет исключительно важное значение в финансовом менеджменте, поскольку эта прибыль является источником покрытия постоянных финансовых расходов, которые пр-тию необходимо нести при любых обстоятельствах. Схема формирования операционной прибыли такова. На первом этапе определяется EBIDTA, представляющая собой валовую маржу или маржинальный доход. С использованием этого показателя определяется величина операционного рычага как отношение валовой маржи к операционной прибыли:
img width="496" height="110" src="/upload/content/1582184185_28.files/image084.jpg"
Из расчета операционного рычага видно, что любое изменение выручки от продаж порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от продаж. Поскольку операционный рычаг определяется представленным выше выражением, его величина тем выше, чем выше величина постоянных затрат. Эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты (при постоянной выручке от продаж), тем сильнее действует операционный рычаг и наоборот. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает, как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибыли, Амортизационные отчисления производственного назначения Валовая прибыль Управленческие расходы Коммерческие расходы Прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль) EBIT причем рост воздействия операционного рычага происходит быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты. Сила воздействия операционного рычага макс. вблизи порога рентабельности, но при удалении от него она ослабевает и так вплоть до нового скачка постоянных затрат. Расчет операционного рычага необходим для планирования налога на прибыль: при высоких значениях операционного рычага рост выручки приводит к многократному росту операционной прибыли и, следовательно, налога на прибыль. Операционная прибыль (EBIT) определяется после вычета из EBIDTA постоянных нефинансовых расходов- амортизации, управленческих и коммерческих расходов. Именно EBIT- основа для распределения финансового результата между заинтересованными лицами. К ним можно отнести собственников пр-тия, лендеров, т.е. лиц предоставляющие пр-тию свой капитал на долгосрочной и возмездной основе, управленческий персонал пр-тия, государство, контрагентов. Для государства целевой показатель, представляющий наибольший интерес- прибыль до налогообложения, для собственников- чистая прибыль, для лендеров- операционная прибыль. С точки зрения интересов различных пользователей система показателей прибыли может быть представлена (см. табл. 1):
img width="624" height="465" src="/upload/content/1582184185_28.files/image085.jpg"
В табл. присутствуют показатели, формирующие систему показателей финансовых результатов акционерного пр- тия. См. также Система показателей рентабельности пр-тия.
ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика