право народов (наций) самостоятельно определять пути и формы своего развития, национально-государственного устройства. Понятие «народ» в термине «самоопределение народов», используемое в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию Появлению П. с. н. предшествовало провозглашение принципа национальности, под флагом которого экономически и политически окрепшая буржуазия боролась с отживающим феодализмом. Однако принцип национальности не стал господствующим в международном праве эпохи буржуазных революций, поскольку предполагал самоопределение только по признаку национальности. Содержание принципа самоопределения менялось в зависимости от исторической обстановки. Было время, когда самоопределение сводилось к проблеме образования самостоятельных национальных государств, поскольку нации конституировались в рамках государственного образования. Стремление нации образовать собственное государство, следовательно, связано с конкретным этапом общественного развития. О принципе национального самоопределения после 1-й мировой войны в связи с распадом Австро-Венгерской, Германской и Османской империй говорилось в программе мира, т. н. «14 пунктах» президента США Вудро Вильсона. П.с.н., в отличие от своего предшественника, во-первых, не исходит из обязательности отделения, а предполагает возможность и добровольного объединения разных народов и наций в крупные государства на началах федерализма, автономии и иных; во-вторых, признает право на самоопределение не только за европейскими, но за всеми без исключения народами, в т. ч. и за народами колоний; в-третьих, акцентирует внимание на необходимости не только предоставлять народам это право формально, но и обеспечивать условия, которые помогут осуществлять его в оптимальном объеме; в-четвертых, признает право как на национальное освобождение, так и на самостоятельный социальный выбор. Таким образом, основной смысл этого принципа — в создании усилиями всех народов оптимальных условий для свободного развития каждого из них, будь то в составе другого государства или в виде отдельного государства.
П.с.н, получает а XX в. международно-правовое признание, разрабатывается и закрепляется в Уставе ООН как принцип равных прав и самоопределения народов. В Уставе отмечается, что ООН развивает дружеские отношения между нациями, основанные на уважении принципа равных прав и самоопределения народов (ст. 1, ч. 2). «Право на самоопределение» в этой трактовке распространяется скорее на «народы», в том числе многонациональные, а не на нации. П. с. н. неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Пактах о правах человека 1966 г.. Декларации о принципах международного права 1970 г. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой. В документах ООН выражено главное в нормативном содержании П. с. н. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается; «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».
Проблема реализации П. с. н. имеет два аспекта: юридический и политический. В юридическом плане право на самоопределение признается за всеми без исключения народами и отказ в этом праве недопустим. А вот определение формы, в которой должно реализоваться рассматриваемое право, в каждом конкретном случае (вхождение в другое государство в качестве его составной части, на началах автономии или федерации; конфедерация; образование независимого государства и др.) потребует учета потребностей всех заинтересованных народов и уже поэтому может решаться только политическими методами. Государство в состав которого входит самоопределяющийся народ, обязано предоставить народу право на самоопределение, но при определении формы его реализации оно вынуждено учитывать интересы и других народов, а также защищать целостность своей территории.
П. с. н. — это право народов, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. «Право на отделение» — это самое радикальное средство осуществления права на самоопределение. Оно не может претворяться в жизнь автоматически, без учета интересов государства, в котором оно выдвигается. Самоопределение, если оно ведет к отделению, без учета мнения всех граждан государства, равнозначно мятежу, против которого должны применяться все возможные меры, включая силовые.
В Декларации о принципах международного права подчеркивается, что не существует правовой основы для отделения даже тех территорий, которые были присоединены к государству силой, если это имело место до принятия в 1945 г. Устава ООН. Конечно, такой принцип всем понравиться не может. Трудно, однако, не признать, что он является стабилизирующим фактором Трагические эпизоды истории имеют политическое и моральное значение, но они не порождают юридических прав. В современном мире большинство государств возникло в результате завоеваний или недемократических решений. Если бы все эти несправедливости мировое сообщество принялось исправлять, то оно втянулось бы в бесконечную череду больших и малых конфликтов. В XX в. международная система государств подверглась сильным изменениям и катаклизмам, в т. ч. из-за широкого использования права народов на самоопределение. Это право часто толковалось как абсолютное, и все, кто подвергал его сомнению и тем более не признавал, объявлялись «реакционерами». Право на самоопределение нередко использовалось политическими элитами в целях, далеких от интересов своих наций, и тогда оно несло людям не свободу, а разрушение экономики, этнические конфликты и войны.
Право на самоопределение активно использовалось в 1950-1970 гг., для освобождения народов от колониализма и становления новых независимых государств в Африке и Азии. Это право, однако, несет в себе как созидательный, так и разрушительный потенциал. В силу этого его применение требует осторожности, оно не может быть абсолютным и должно применяться в определенных правовых границах. Сегодня признано, что право на самоопределение осуществляется в пределах одного государства. Его формами могут быть национально-культурная автономия, федерация или конфедерация. Мировой опыт не признает за отдельными нациями абсолютных прав на самовольный выход из многонационального государства. Существуют реальные пределы права на самоопределению.
ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ (НАЦИЙ)
ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ (НАЦИЙ)
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.