основные правовые положения, на базе которых создаются и функционируют федеративные государства. Одним из основополагающих принципов федеративного устройства государства является равноправие субъектов федерации. Субъекты федерации отличаются друг от друга по размерам территории, численности населения, экономическому потенциалу. Так, в США территория штата Аляска (570833 кв. мили) в несколько сот раз превышает территорию штата Род-Айленд (1055 кв. мили), а население штата Калифорния в десятки раз больше населения той же Аляски. Несмотря на эти различия, правовой статус их одинаков, т.е. применительно к штатам США федерация симметрична. Принцип равноправия означает, что ни один субъект федерации не имеет никаких юридических преимуществ перед другим. Компетенция их одинакова. Отношения субъектов федерации с федеральными органами государственной власти строятся на основе единых конституционных норм. Есть лишь некоторые исключения из этого правила, когда отдельные субъекты федераций имеют особый статус. Например, в Индии штаты Джамму и Кашмир, Сикким, Мегхалаи, Нагаленд и др. имеют особенности, не присущие большинству штатов.
Не вполне одинаковы по правовому положению субъекты Российской Федерации, которые делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Республики являются государствами, имеют свои конституции, гражданство, а другие субъекты Федерации — нет. Субъекты РФ, кроме республик, являются государственными образованиями, а некоторые из них (автономные округа) входят в состав других субъектов Федерации — краев и областей. Все федерации — суверенные государства. Суверенитет федеративного государства распространяется на всю его территорию. Субъекты федерации суверенитетом не обладают, хотя в конституциях он иногда и декларируется. Так, кантоны Швейцарии по конституции этой страны являются суверенными, но лишь в той мере, в какой их суверенитет не ограничен федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти» (ст. 3).
Некоторые республики Российской Федерации записали в своих конституциях положение о том, что они являются суверенными государствами. Так, в ст. 1 Конституции Республики Саха (Якутия) утверждается, что эта республика является суверенным государством, хотя в Преамбуле Конституции указывается также на то, что эта республика является субъектом Российской Федерации. В данном случае речь идет о сочетании двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете.
Важным принципом федерализма является территориальная целостность федеративного государства. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности особое внимание. Так, практически ни одна из действующих ныне федеральных конституций не признает за субъектами федераций права сецессии, т.е. права на выход из федерации. Примечательны гарантии целостности, предусмотренные Конституцией США. Согласно разд. 10 ее ст. 1 ни один штат не может, в частности, вступать в договоры, союзы или конфедерации, содержать в мирное время войска и военные корабли, вступать в соглашения или договоры с другим штатом или с иностранной державой. Конституция РФ гарантирует единство, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, допуская изменение состава ее субъектов не иначе как конституционным путем. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов. Федеративное устройство основывается либо на чисто территориальном принципе, либо на территориально-национальном, либо организуется по национальному признаку. Большинство федеративных государств созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с мононациональным населением (Германия, Австрия, Объединенные Арабские Эмираты и др.), либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп (США, Австралия, Бразилия, Мексика), либо страны, территориальное устройство которых осуществлено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность (например, Нигерия). Федерациями, образованными по территориально-национальному принципу, являются Индия, Канада, Российская Федерация и др. В этих федерациях все субъекты федерации или часть их организованы с учетом национального (этнического, религиозного, языкового) состава населения. Так, в основе Индийского союза лежит национально-языковой принцип. В Канаде из десяти провинций девять — англоязычные, а одна — Квебек — франкоязычная. В Швейцарии, где население говорит на четырех языках, субъектами федерации являются 23 кантона, однако, как правило, население каждого кантона в национально-языковом отношении однородно. В Российской Федерации из ?9 субъектов — 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Республики и автономии созданы с учетом проживающих в них наций и малочисленных народов, остальные же субъекты Российской Федерации — территориальные образования: края, области и города федерального значения. Из федераций, созданных на национальной (этнической) основе, образованы еще две: Бельгия и Югославия. Так, основное население Бельгии составляют фламандцы и валлоны. В связи с этим в стране образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель, объявленный двуязычным. Гарантированы права и немецкоговорящего населения, которое составляет менее 1%.
В составе Союзной Республики Югославии (просуществовавшей до 2006 г.) были объединены Сербия и Черногория. Сербы и черногорцы не различаются между собой ни по языку, ни по религии, однако черногорцы издавна рассматривали себя как особую этническую общность, отличную от сербов, да и государственность давно имеют особую. в прошлом федерациями национальных республик были СССР, Югославия и Чехословакия. Однако в начале 90-х гг. они распались, что свидетельствует о том, что исторически более прочными федерациями оказались федерации территорий, а не федерации национальных территориальных общностей. Отмеченные П. ф. могут быть реализованы в демократических обществах, в условиях формирования гражданского общества на основе политической, экономической и военной интеграции. Однако историческая практика показывает, что П. ф. не во всех странах могут привести к желаемым результатам, особенно там, где государственность испытывает мощное влияние национально-региональных факторов.