(принципы восстановительного обучения) при разработке программ коррекционно-педагогических мероприятий, определений конечной цели восстановительного обучения, постановке конкретных задач на том или ином этапе восстановления речи логопеду необходимо руководствоваться основными принципами восстановительного обучения [Э. С. Бейн; 1982].
Выбор приемов работы зависит от этапов и стадий восстановления речевых функций. Например, на раннем этапе после инсульта работа ведется при относительно пассивном участии больного без объяснения ему задач занятия, без использования схем. На более поздних этапах больному объясняют структуру и план занятия, показывают средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания и т. п.
При каждой форме афазии имеется первично нарушенная предпосылка. Восстановительное обучение предполагает такой выбор приемов, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку, либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. Например, при сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной оптической, кинестетической и смысловой дифференциации; перестройка при этом осуществляется с помощью оптического буквенного обобщения, двигательно-кинестетической артикуляторной формулы звука речи, слогов и слова целиком.
При любой форме афазии необходима работа над всеми сторонами речи независимо от тога, какая первичная предпосылка оказывается нарушенной, так или иначе расстраиваются и экспрессивная речь, и понимание, и письмо, и чтение.
Следует развивать самоконтроль больного за речью, т. к. лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для контроля за речью, коррекцией литературных или вербальных парафазий, планом повествования и пр.
В связи с тем, что речь является основным средством общения людей, следует не только преодолевать дефекты первично нарушенной предпосылки, но и прежде всего, восстанавливать коммуникативную функцию речи.
Следует выявлять сохранные функциональные системы, которые служат материальной базой для перестройки той или иной нарушенной анализаторной системы и ее вклада в нормальную сложную психическую функцию для развития произвольного, фиксированного зрительного, слухового или кинестетического внимания больного для сравнения цели и результата действия.
Задачи обучения меняются по мере восстановления речевых возможностей больного. Например, после улучшения произносительной стороны речи необходимо восстанавливать структуру фразы и т. д.
Принципы коррекционно-педагогической работы при восстановлении речи
Принципы коррекционно-педагогической работы при восстановлении речи
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.