ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИНЦИПЫ
принципы, изложенные в ст. 5 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, профилактическая направленность.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
руководящие положения, совокупность основополагающих идей и основных правил, которые вытекают из закономерностей социального обслуживания как вида социальной деятельности, определяют содержание и организацию процесса социального обслуживания, соблюдение которых обусловливают наиболее эффективные его результаты.
Современные принципы социального обслуживания изложены в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, где подчеркивается: “Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека”.
Сформулированы шесть принципов социального обслуживания.
1. Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Данный принцип означает, что любой гражданин РФ, иностранный граждан и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, беженец имеют право обратиться в орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания (или организацию, который этот орган государственной власти передал указанные полномочия) с просьбой о признании их нуждающимися в социальном обслуживании. Просьба должна быть удовлетворена вне зависимости от гендерной, расовой, возрастной, национальной, языковой, религиозной, политической и иной принадлежности обратившегося человека.
Указанный подход распространяется и на граждан, не обратившихся лично, но в интересах которых имело место обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ либо было передано заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
2. Адресность предоставления социальных услуг. Социальные услуги носят адресный характер, т.е. предоставляются только гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности.
В Федеральном законе “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (ст. 15) приводится перечень таких обстоятельств, при этом у субъектов РФ есть право расширить его с учетом региональных особенностей.
Конкретные виды социальных услуг оказываются не группам граждан по признаку категорийности (например, инвалидам, многодетным или неполным семьям, пенсионерам и др.), а конкретным нуждающимся, с учетом их индивидуальных потребностей. На практике принцип адресности выражается в том, что в отношении каждого получателя социальных услуг на индивидуальной основе выбираются конкретная форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также, при необходимости, мероприятия по социальному сопровождению. Документом, подчеркивающим адресный характер предоставления социальных услуг, является индивидуальная программа, которая составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах и в установленные сроки подлежит пересмотру (ст. 16 Федерального закона “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”).
3. Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг. Соблюдение данного принципа призвано создать комфортные условия для получателей социальных услуг. Это предполагает достижение двуединой цели, включающей:
— обеспечение наличия оптимально достаточной сети поставщиков социальных услуг путем создания государственных и муниципальных организаций социального обслуживания, стимулирования появления поставщиков социальных услуг в коммерческом и некоммерческом неправительственном секторах экономики, совокупное число которых обеспечивало бы предоставление социальных услуг в зоне непосредственной доступности для их потребителей. Это может быть достигнуто при условии наличия в каждом из регионов (в первую очередь в муниципальных образованиях) развитой инфраструктуры социальных служб различных видов и форм, проведения политики стимулирования роста количества негосударственных поставщиков социальных услуг и социальных служб, основанных на частно-государственном партнерстве;
— развитие необходимого производственного потенциала у государственных и муниципальных организаций социального обслуживания, создание условий для формирования этого потенциала у коммерческих и некоммерческих поставщиков социальных услуг, достаточного для предоставления социальных услуг, адекватных потребностям их получателей и способных выявить и устранить причины, послужившие основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Условиями реализации данной цели является оптимальное обеспечение всех поставщиков социальных услуг (государственных и муниципальных — их учредителями, негосударственных — путем реализации возможностей, предусмотренных действующим законодательством: льготная аренда помещений, освобождение от части налогов, получение кредитов на льготных условиях и т.д.) достаточной финансово-материальной базой, квалифицированным персоналом, информационными ресурсами и другими факторами успешной деятельности.
4. Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Данный принцип основывается на нормах международного социального права, в том числе Конвенции ООН о правах инвалидов, в ст. 19 которой закреплено право граждан с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности “жить в обычных местах проживания”; при этом подчеркивается недопущение “изоляции или сегрегации от местного сообщества”. Реализация этого принципа в практической деятельности социальных служб означает, что должны создаваться максимально возможные условия для пребывания пожилых людей, инвалидов, детей в домашней среде, в семье, что предполагает внедрение как апробированных эффективных, так и инновационных технологий предоставления социальных услуг на дому, объем, состав и качество которых позволит удовлетворить все жизненные и социальные потребности их получателей, обеспечит, в зависимости от жизненной ситуации, реабилитацию, адаптацию или профилактику социально неприемлемых обстоятельств.
Формулируя данный принцип, законодатель характеризует среду, в которой необходимо сохранить пребывание гражданина, не только как “привычную”, но и как “благоприятную”. В среде пребывания человека, в том числе ребенка, которую для него хотела бы сохранить социальная службы, должно быть исключено воздействие на личность негативных и особенно создающих угрозу жизни и здоровью факторов. Помещение в стационарное или полустационарное учреждение социального обслуживания должно носить исключительный характер и целесообразно лишь в ситуациях невозможности пребывания в домашних условиях одинокого пожилого человека, инвалида, ребенка из социально неблагополучной семьи и других лиц при наличии обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
5. Добровольность. Суть данного принципа заключается в том, что ни одному гражданину социальное обслуживание не может предоставляться без его согласия или согласия его законных представителей, опекунов или попечителей.
Реализация этого принципа предполагает, что основным способом получения социальных услуг в рамках социального обслуживания для граждан является подача по собственной инициативе заявления о предоставлении социального обслуживания в орган государственной власти субъекта РФ, имеющий право на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания. В случаях, предусмотренных в ст. 15 Федерального закона “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании по обращению в его интересах иных граждан, обращению государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
В соответствии с принципом добровольности гражданин вправе без объяснения причин и независимо от обстоятельств отказаться от осуществления в отношении его социального обслуживания начиная с любого момента: от того, когда он ознакомлен с решением уполномоченного органа о признании его нуждающимся в социальном обслуживании, до какого бы ни было времени в течение срока действия договора о предоставлении социальных услуг.
Кроме того, добровольность заключается и в праве получателя социальных услуг на замену одного их поставщика на другого (в случаях, когда это возможно с учетом места жительства получателя социальных услуг, возраста и других объективных обстоятельств).
6. Конфиденциальность. Соблюдение конфиденциальности — одно из базовых требований в работе с людьми, содержащееся в целом ряде федеральных законов. Так, еще 2006 г. Федеральным законом № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” было определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами, в частности, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Практическая реализация данного принципа означает, что поставщики социальных услуг в процессе их оказания не должны разглашать ставшие им известными сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно (например, в процессе экстренной телефонной помощи).
Важно отметить, что соблюдение конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством является не только принципом социального обслуживания, но и обязанностью персонала социальных служб.
Помимо принципов, указанных в Федеральном законе “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, органы государственной власти субъектов РФ, принимая региональные законы, регулирующие социальное обслуживание, вправе включать в них и другие принципы, которые они считают важными для своих регионов. Так, в ряде региональных законодательных актов содержатся такие принципы, как:
— приоритетность предоставления социальных услуг детям и подросткам;
— содействие самопомощи, формирование активной позиции получателей социальных услуг в процессе их предоставления;
— гуманность;
— пересмотр нормативов социальных услуг в зависимости от экономической ситуации;
— комплексный характер социального обслуживания, предполагающий необходимость предоставления одновременно нескольких социальных услуг различных видов;
— использование в процессе предоставления социальных услуг потенциала организаций и учреждений, участие которых в этом процессе обеспечит его бóльшую эффективность;
— профилактическая направленность предоставления социальных услуг и др.
Принципы деятельности по социальному обслуживанию (как содержащиеся в действующем федеральном и региональном законодательстве, так и иные целесообразные) могут быть сформулированы в уставных документах поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм.
Практика деятельности социальных служб свидетельствует, что соблюдение принципов социального обслуживания в процессе предоставления социальных услуг позволяет оптимизировать этот процесс, увеличить эффективность принимаемых мер, а значит, наилучшим образом обеспечить интересы получателей социальных услуг и достичь основной цели — улучшить условия жизнедеятельности граждан, повысить их возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
А.М. Панов

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.