ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИНЦИПЫ
принципы, изложенные в ст. 5 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, профилактическая направленность.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
руководящие положения, совокупность основополагающих идей и основных правил, которые вытекают из закономерностей социального обслуживания как вида социальной деятельности, определяют содержание и организацию процесса социального обслуживания, соблюдение которых обусловливают наиболее эффективные его результаты.
Современные принципы социального обслуживания изложены в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, где подчеркивается: “Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека”.
Сформулированы шесть принципов социального обслуживания.
1. Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Данный принцип означает, что любой гражданин РФ, иностранный граждан и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, беженец имеют право обратиться в орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания (или организацию, который этот орган государственной власти передал указанные полномочия) с просьбой о признании их нуждающимися в социальном обслуживании. Просьба должна быть удовлетворена вне зависимости от гендерной, расовой, возрастной, национальной, языковой, религиозной, политической и иной принадлежности обратившегося человека.
Указанный подход распространяется и на граждан, не обратившихся лично, но в интересах которых имело место обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ либо было передано заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
2. Адресность предоставления социальных услуг. Социальные услуги носят адресный характер, т.е. предоставляются только гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности.
В Федеральном законе “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (ст. 15) приводится перечень таких обстоятельств, при этом у субъектов РФ есть право расширить его с учетом региональных особенностей.
Конкретные виды социальных услуг оказываются не группам граждан по признаку категорийности (например, инвалидам, многодетным или неполным семьям, пенсионерам и др.), а конкретным нуждающимся, с учетом их индивидуальных потребностей. На практике принцип адресности выражается в том, что в отношении каждого получателя социальных услуг на индивидуальной основе выбираются конкретная форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также, при необходимости, мероприятия по социальному сопровождению. Документом, подчеркивающим адресный характер предоставления социальных услуг, является индивидуальная программа, которая составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах и в установленные сроки подлежит пересмотру (ст. 16 Федерального закона “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”).
3. Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг. Соблюдение данного принципа призвано создать комфортные условия для получателей социальных услуг. Это предполагает достижение двуединой цели, включающей:
— обеспечение наличия оптимально достаточной сети поставщиков социальных услуг путем создания государственных и муниципальных организаций социального обслуживания, стимулирования появления поставщиков социальных услуг в коммерческом и некоммерческом неправительственном секторах экономики, совокупное число которых обеспечивало бы предоставление социальных услуг в зоне непосредственной доступности для их потребителей. Это может быть достигнуто при условии наличия в каждом из регионов (в первую очередь в муниципальных образованиях) развитой инфраструктуры социальных служб различных видов и форм, проведения политики стимулирования роста количества негосударственных поставщиков социальных услуг и социальных служб, основанных на частно-государственном партнерстве;
— развитие необходимого производственного потенциала у государственных и муниципальных организаций социального обслуживания, создание условий для формирования этого потенциала у коммерческих и некоммерческих поставщиков социальных услуг, достаточного для предоставления социальных услуг, адекватных потребностям их получателей и способных выявить и устранить причины, послужившие основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Условиями реализации данной цели является оптимальное обеспечение всех поставщиков социальных услуг (государственных и муниципальных — их учредителями, негосударственных — путем реализации возможностей, предусмотренных действующим законодательством: льготная аренда помещений, освобождение от части налогов, получение кредитов на льготных условиях и т.д.) достаточной финансово-материальной базой, квалифицированным персоналом, информационными ресурсами и другими факторами успешной деятельности.
4. Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Данный принцип основывается на нормах международного социального права, в том числе Конвенции ООН о правах инвалидов, в ст. 19 которой закреплено право граждан с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности “жить в обычных местах проживания”; при этом подчеркивается недопущение “изоляции или сегрегации от местного сообщества”. Реализация этого принципа в практической деятельности социальных служб означает, что должны создаваться максимально возможные условия для пребывания пожилых людей, инвалидов, детей в домашней среде, в семье, что предполагает внедрение как апробированных эффективных, так и инновационных технологий предоставления социальных услуг на дому, объем, состав и качество которых позволит удовлетворить все жизненные и социальные потребности их получателей, обеспечит, в зависимости от жизненной ситуации, реабилитацию, адаптацию или профилактику социально неприемлемых обстоятельств.
Формулируя данный принцип, законодатель характеризует среду, в которой необходимо сохранить пребывание гражданина, не только как “привычную”, но и как “благоприятную”. В среде пребывания человека, в том числе ребенка, которую для него хотела бы сохранить социальная службы, должно быть исключено воздействие на личность негативных и особенно создающих угрозу жизни и здоровью факторов. Помещение в стационарное или полустационарное учреждение социального обслуживания должно носить исключительный характер и целесообразно лишь в ситуациях невозможности пребывания в домашних условиях одинокого пожилого человека, инвалида, ребенка из социально неблагополучной семьи и других лиц при наличии обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
5. Добровольность. Суть данного принципа заключается в том, что ни одному гражданину социальное обслуживание не может предоставляться без его согласия или согласия его законных представителей, опекунов или попечителей.
Реализация этого принципа предполагает, что основным способом получения социальных услуг в рамках социального обслуживания для граждан является подача по собственной инициативе заявления о предоставлении социального обслуживания в орган государственной власти субъекта РФ, имеющий право на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания. В случаях, предусмотренных в ст. 15 Федерального закона “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании по обращению в его интересах иных граждан, обращению государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
В соответствии с принципом добровольности гражданин вправе без объяснения причин и независимо от обстоятельств отказаться от осуществления в отношении его социального обслуживания начиная с любого момента: от того, когда он ознакомлен с решением уполномоченного органа о признании его нуждающимся в социальном обслуживании, до какого бы ни было времени в течение срока действия договора о предоставлении социальных услуг.
Кроме того, добровольность заключается и в праве получателя социальных услуг на замену одного их поставщика на другого (в случаях, когда это возможно с учетом места жительства получателя социальных услуг, возраста и других объективных обстоятельств).
6. Конфиденциальность. Соблюдение конфиденциальности — одно из базовых требований в работе с людьми, содержащееся в целом ряде федеральных законов. Так, еще 2006 г. Федеральным законом № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” было определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами, в частности, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Практическая реализация данного принципа означает, что поставщики социальных услуг в процессе их оказания не должны разглашать ставшие им известными сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно (например, в процессе экстренной телефонной помощи).
Важно отметить, что соблюдение конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством является не только принципом социального обслуживания, но и обязанностью персонала социальных служб.
Помимо принципов, указанных в Федеральном законе “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, органы государственной власти субъектов РФ, принимая региональные законы, регулирующие социальное обслуживание, вправе включать в них и другие принципы, которые они считают важными для своих регионов. Так, в ряде региональных законодательных актов содержатся такие принципы, как:
— приоритетность предоставления социальных услуг детям и подросткам;
— содействие самопомощи, формирование активной позиции получателей социальных услуг в процессе их предоставления;
— гуманность;
— пересмотр нормативов социальных услуг в зависимости от экономической ситуации;
— комплексный характер социального обслуживания, предполагающий необходимость предоставления одновременно нескольких социальных услуг различных видов;
— использование в процессе предоставления социальных услуг потенциала организаций и учреждений, участие которых в этом процессе обеспечит его бóльшую эффективность;
— профилактическая направленность предоставления социальных услуг и др.
Принципы деятельности по социальному обслуживанию (как содержащиеся в действующем федеральном и региональном законодательстве, так и иные целесообразные) могут быть сформулированы в уставных документах поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм.
Практика деятельности социальных служб свидетельствует, что соблюдение принципов социального обслуживания в процессе предоставления социальных услуг позволяет оптимизировать этот процесс, увеличить эффективность принимаемых мер, а значит, наилучшим образом обеспечить интересы получателей социальных услуг и достичь основной цели — улучшить условия жизнедеятельности граждан, повысить их возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
А.М. Панов

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
27.29 мб

Основные принципы социального обслуживания инвалидов

Сабанов Заурбек Михайлович
В целях улучшения отечественной системы социально-бытовой службы создаются Центры социального обслуживания населения, которые являются государственными учреждениями социальной защиты инвалидов, исполняющими на территории района ил
Читать PDF
4.48 мб

Принципы работы учреждений социального обслуживания инвалидов

Кудаева Е.Г.
Читать PDF
219.58 кб

Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

Приходько В. А.