деятельность по оптимизации взаимодействия мигрантов и принимающих сообществ, выступающая как: а) составная часть государственной миграционной политики; как б) технология государственного и муниципального управления для реализации задач демографической и миграционной политики, снижения межкультурных конфликтов; и как в) комплекс процедур нормативного регулирования, социальной работы и социальной педагогики, повышающих социальный и правовой статус иностранцев в государстве приёма, а также своих граждан, переезжающих в другой регион в качестве трудовых и замещающих мигрантов. Цель решения ПИМ – частичная или полная инклюзия (включение) мигрантов в сообщество прибытия с перспективой идентификации с данным сообществом и возможного (для иностранцев и лиц без гражданства) получения гражданства принимающего государства. ПИМ обращена к самим мигрантам и принимающему обществу, с которыми ведётся работа по воспитанию уважения к иноэтничный (иноконфессиональной) культуре, искоренению ксенофобии. Решенние ПИМ предусматривает их инклюзию по нескольким социальным каналам: территориально-пространственному, естественно-антропологическому, духовно- культурному, агентно-профессиональному. Территориальный аспект предполагает привлечение мигрантов в регионы с малой плотностью населения, помощь в обеспечении проезда, размещения и обустройства, оформлении миграционных документов, избегание пространственной сегрегации и формирования этнических анклавов, способствующих социальной эксклюзии мигрантов. Естественно-антропологический канал означает помощь в бытовом обустройстве мигрантов, прикрепления к поликлиникам и больницам, детским дошкольным учреждениям и школам, обеспечение возможности переезда семьи мигранта. Особое значение приобретает натурализация детей иностранных граждан и лиц без гражданства. Духовно-культурный канал предполагает аккультурацию мигрантов, помощь в освоении языка принимающего государства, его истории, культуры, норм права, конфессиональных установлений при одновременном обеспечении возможностей сохранения мигрантами своих культурных традиций и религиозного культа, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения. Агентно-профессиональный канал создаёт возможности трудоустройства, охраны труда и защиты прав трудящихся-мигрантов, вступления в профсоюзы, переподготовки и повышения квалификации, исключение принудительного труда. Государственное и муниципальное управление в отношении ПИМ страдает от пробелов в правовом регулировании, хотя опирается на ряд федеральных законов и подзаконных актов.
Долгое время отсутствовала Концепция государственной миграционной политики, что частично восполнялось Концепцией регулирования миграционных процессов, включением в Концепцию демографической политики раздела о миграционной политике, осуществлением (с 2007 г.) Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Действовал ведомственный акт Федеральной миграционной службы, по которому с 2010 г. создавались специальные подразделения по интеграции мигрантов в принимающем обществе. Концепция государственной миграционной политики (2012 г.) предусматривает ряд новаций, способствующих решению ПИМ. В частности, выделено, как особое направление государственной миграционной политики, содействие адаптации, интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Предполагается разработка таких механизмов как целевые федеральные и региональные программы ПИМ, осуществление государственной поддержки сети общественных организаций, содействующих решению ПИМ, внедрение доступных схем медицинского страхования, свободного доступа детей мигрантам к услугам здравоохранения и образование, создание центров информационной и правовой поддержки мигрантов, изучения языка, истории и культуры России. Для трудовых мигрантов намечается оформление разрешение на работу на более длительные сроки. Для замещающих мигрантов-иностранцев предлагается в перечне этапных формальных процедур (разрешение на временное проживание, затем вид на жительство и потом уже, возможно, гражданство) исключить первую процедуру. Проблема ИМ остаётся актуальной для всех направлений социогуманитарного дисциплинарного знания и особенно социологического.
Лит.: Юдина Т.Н. Социология миграции: К формированию нового научного направления. М., 2004; Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами. М., 2011; Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Принимающий социум: практики взаимодействия с трудовыми мигрантами // СОЦИС, 2009, № 10; Солодова Г.С. Интеграция мигрантов-мусульман в российское общество // СОЦИС, 2011, № 4; Основы миграционной политики. Под ред. И.Н. Барцица, К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М., 2010; Методическое и информационно-аналитическое обеспечение государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Под ред. И.Н. Барцица. М., 2009. В.М. Капицын
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ (ПИМ)
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ (ПИМ)
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.