ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ АДЕКВАТНОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИИ

Найдено 1 определение
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ АДЕКВАТНОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИИ
стандартная проблема управления, возникающая в процессе развития организации, особенно в сложных многосекционных организациях (см.: Организационное развитие; Сложные организации). В наиболее общем виде она заключается в том, что на определенном этапе развития организации, связанном с увеличением ее размера, дифференциацией структурных подразделений, их обособлением от центра и друга от друга, создается ситуация, при которой необходимый уровень координации разнородной деятельности подразделений и их интеграции более не обеспечивается традиционными средствами (см.: Размер организации; Координация в организации; Интеграция в организации). Проблема интеграции в этих условиях становится центральной и решается лишь путем создания дополнительных интеграционных средств. Согласно этой логике на каждом этапе дифференциации структуры определяется потребность в новых дополнительных средствах интеграции (см. Структура организации).
В качестве важной проблемы развития организаций П.С. А. М. И. была выделена и рассмотрена П. Лоуренсом и Дж. Лоршем, которые анализировали ее в контексте созданной ими концепции формирования комплексных организаций (см. Комплексные организации). Истоки процесса дифференциации структуры деловых организаций, действующих в условиях динамичного внешнего окружения, они видели в необходимости преодоления сложности и неопределенности внешней среды, выступающей для управленцев как сверхсложная и непредсказуемая система (см.: Внешняя среда организации; Ситуация высокой неопределенности). Логика преодоления сложности внешней среды предполагает расчленение ее значимых элементов на составляющие (процесс сегментации внешней среды) и закрепление их за особыми подразделениями (см. Гетерогенность внешней среды). Возрастание неопределенности внешней среды обусловливает ее дальнейшую сегментацию и, соответственно, дифференциацию структуры организаций. В результате дифференциации подразделений и их обособления от центра и других подразделений, во-первых, возникают комплексные организации, во-вторых, формируется сложная гетерогенная среда.
Комплексные организации, по мнению П. Лоуренса и Дж. Лорша, включают не менее двух автономных, принципиально разнородных подразделений, которые могут быть представлены как самостоятельные организации. Такие организации (фирмы), как правило, состоят из: отдела продаж; отдела производства; отдела исследований и научно-технических разработок (см. Функциональная структура управления). Каждое подразделение отличается от других типом решаемых задач и основного персонала, технологией, используемыми критериями оценки эффективности деятельности, сегментом среды, с которым подразделение взаимодействует, стратегией преодоления неопределенности, структурой, степенью внутренней дифференциации, организационной культурой и др. (см.: Персонал организации; Стратегия организации).
В свою очередь каждый из сегментов внешней среды, с которым данное подразделение взаимодействует (покупатели, поставщики сырья, рабочая сила, разработчики технологий), имеет особую природу, свой уровень динамики, надежности и предсказуемости ситуации (см. Технология организации). Все это в совокупности создает, по мнению П. Лоуренса и Дж. Лорша, ситуацию при которой усиливаются дезинтеграция и конфликт между подразделениями, что порождает проблему создания дополнительных средств интеграции.
Иллюстрацией реальности данной проблемы явились приведенные Дж. Лоршем и П. Лоуренсом данные относительно организаций, принадлежащих к различным отраслям (химическая – производство пластмасс; пищевая — упаковочная) и отличающихся степенью дифференциации структуры и средствами интеграции. Если в эффективных организациях с наименее дифференцированной структурой, относящихся к пищевой отрасли, управленцы использовали лишь два традиционных средства интеграции – единую систему документооборота и прямые контакты между работниками разных подразделений, то в организациях химической отрасли, отличавшихся наиболее дифференцированной структурой, кроме двух указанных выше средств, использовались также мощная иерархия управления, специально созданный отдел интеграции, постоянная комиссия из представителей разных подразделений, занятая устранением конфликтов и выработкой единой стратегии.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000